Около половины учителей по британской статистике уходят из профессии в течение первых пяти лет. Их можно понять: работать с современными детьми непросто, родители слишком требовательны и нетерпеливы, система образования постоянно реформируется, а руководство ждет умопомрачительных результатов. Многие учителя жалуются, что не успевают восстановить силы даже за время отпуска.
Неужели педагогам нужно смириться с тем, что постоянное психологическое напряжение — неотъемлемая часть профессии? Совсем не обязательно. Оказывается, можно работать в школе, любить свою работу и отлично себя чувствовать. Нужно стать хорошим учителем. Учителя, которые увлечены своей работой и которых уважают ученики, родители и коллеги, в меньшей степени подвержены выгоранию. Они умеют создать комфортную, мотивирующую атмосферу как для своих учеников, так и для себя.
Лучшие учителя применяют три тактики, которые делают их работу интересной и приятной.
1. ДИСЦИПЛИНА И УВАЖЕНИЕ
Они терпеливы и заботливы, вне зависимости от того, работают ли они с классом постоянно или заменяют другого педагога. Излучают спокойствие и уверенность, всем своим видом и поведением показывают, что рады работать с детьми.
Любой учитель может стать хорошим педагогом, стоит только захотеть. Измениться можно буквально за один день.
Все, что нужно, — рассказать ученикам о том, что начинаешь эксперимент под названием «Превращение в прекрасного учителя». И попросить помощи: «Я жду от вас хорошего поведения на уроках, ведь вы мне небезразличны и мне важно, чтобы наши встречи были полезными для вас. Если вы будете шуметь и отвлекаться, я сделаю вам замечание, но не буду повышать голос. Если вы выполните свою часть договора, я, в свою очередь, обещаю, что уроки будут интересными».
Хороший учитель смотрит ребенку прямо в глаза, разговаривает доброжелательно, с улыбкой. Он умеет успокоить класс без криков и унижений.
2. УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ УРОКИ
Конечно, проще всего пересказывать ученикам материал учебника, вот только будут ли они внимательно слушать монотонное изложение материала? Многие дети не любят школу именно потому, что им скучно сидеть на однообразных занятиях.
У хороших учителей все уроки разные: они ставят с учениками эксперименты, показывают фильмы и презентации, проводят соревнования, устраивают импровизированные мини-спектакли.
Дети любят уроки с использованием компьютерных технологий. Вместо того чтобы заставлять ребенка убрать телефон или планшет, хорошие учителя используют эти гаджеты в учебных целях. Современные интерактивные курсы дают возможность каждому ребенку усваивать материал в комфортном для него темпе. Кроме того, компьютерные программы намного эффективнее привлекают и удерживают внимание, чем доска и мел.
3. УПОР НА СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Методика преподавания в младших, средних и старших классах разная. Некоторые учителя виртуозно объясняют детям правила грамматики, но теряют терпение с первоклассниками, которые никак не могут выучить алфавит. Другие, напротив, любят разучивать с малышами песни и рассказывать сказки, но не могут найти общий язык со старшеклассниками.
Если учитель делает то, что ему не интересно, мало шансов, что он сможет мотивировать детей.
Эта профессия непростая и энергозатратная. Надолго в ней остаются те, кто видит в ней призвание и смог полюбить работу с детьми, несмотря на все сложности.
Об авторе: Марти Немко — психолог, коуч по вопросам карьеры.