Хор — модель идеального человеческого сообщества. В нем каждое «Я» слышит других и присоединяется к ним, при этом не теряя себя. Если мы все научимся слышать друг друга, то войны прекратятся, я уверена.
Я говорю хористам: «Зачем нам дан один рот и два уха? Чтобы слышать в два раза больше, чем говорить». Если в хоре не научиться слушать, то не построишь ни одного аккорда. То же и в обществе. Как-то мы разучивали детскую песенку, в ней есть слова «Давайте, друзья, всегда друг другу желать добра» — простые, но полезные.
Не обязательно соглашаться, даже не обязательно считать других хорошими, просто пожелаем им добра.
Если между участниками случаются напряги, я говорю: вы все разные, у вас разные взгляды, привычки, возраст — ведь в «Маленькой капелле» у нас люди от 16 до 86 лет, — кто-то вам симпатичен, кто-то нет.
Не нравится тебе этот человек, не подходи к нему. Но вы вместе, вы поете, музыка у вас одна, и это вас объединяет, вы нашли это, вот и хорошо. А на разные темы не будем спорить, останемся при своем, это не мешает нам петь вместе.
В жизни часто кажется, что нужно быть лучше других, а в хоре другой принцип — быть в гармонии с другими. Какой бы у тебя ни был прекрасный голос, если он из хора выделяется, это вредит и хору, и тебе.
Если из дивана торчит гвоздь, даже очень красивый, его выдернут. И всем плохо: в диване дырка, а гвоздь на помойке. Так и в хоре важно не торчать, друг друга слушать. Тогда возникает созвучие.
Мы занимаемся по пятницам вечером, и мне многие говорят: «Конец дня, конец рабочей недели, я еле иду на репетицию. А после нее словно на крыльях лечу». Вот так это работает: дает легкость.
Не надо подлаживаться под других, надо просто их слышать и звучать самому
Думаю, всем начальникам следовало бы пройти через пение в хоре. Я пою в хоре хормейстеров, и там я поняла, как важно, чтобы руководитель каждому сказал доброе слово. На себе ощутила, что когда руководитель не обращает внимания, обидно. Начальнику полезно это на себе почувствовать.
И еще пение в хоре помогает умерить свои амбиции. Если они слишком велики, человеку в хоре от этого становится самому неудобно. В обычной жизни это можно долгое время не замечать, ссориться с другими, не понимая почему. А в хоре это сразу становится заметно, но и исправить это можно очень быстро. В хоре нет соревнования, есть партнерство.
Когда человек поет, он очень открыт — не только в переносном смысле, но и буквально: открыт рот, горло, связки. Голос — физическое воплощение души.
Мы раскрываем свою душу, и рядом с нами другие так же открыты. И мы чувствуем, что можно быть совершенно открытым — и при этом в гармонии с другими. Не надо подлаживаться под них, надо просто их слышать и звучать самому. И возникнет гармония: это слово ведь так и переводится — созвучие.
Об авторе
Лия Обшадко — хормейстер, дирижер, руководитель хора «Маленькая капелла».