Сообразить на троих
Изучая закономерности нашего повседневного взаимодействия, Эрик Берн доказал: контактируя между собой, люди проявляют лишь одну из доминирующих субличностей, или, как он это охарактеризовал, эго-состояний.
По набору черт мышления и поведения Берн выделил три эго-состояния и дал им условные названия: Родитель, Взрослый и Дитя. В той или иной жизненной ситуации эти субличности проявляются в нас спонтанно и управляют нашими действиями. В том числе в общении с окружающими. Порой эти проявления бывают неадекватны ситуации и приводят к конфликтам.
Как понять, какое именно эго-состояние сейчас доминирует?
С помощью наблюдения за вербальными и невербальными средствами общения
Субличность Родитель обращается к окружающим в повелительном наклонении: требует, осуждает или одобряет, учит, руководит, помогает, критикует, хмурит брови и скрещивает руки на груди. Мышление Родителя полюсное и оценочное. Главная его функция — сохранение традиций, опыта предков, правил и устоев.
Субличность Дитя либо подчиняется и приспосабливается, испытывая чувство вины, либо протестует и капризничает, украшая свою речь детской невербаликой: дрожанием губ, пожиманием плеч, смехом или плачем.
Субличность Взрослый играет роль посредника между Родителем и Дитя. Это эго-состояние умеет анализировать информацию, логически мыслить и рассуждать, чтобы решить, какое поведение наиболее соответствуют ситуации, и вовремя «включить» слова и действия, адекватные происходящему.
Все три эго-состояния нам необходимы. Дитя — источник желаний и творчества. Родитель — гарант выживания и стабильности. Взрослый — арбитр и усилитель здравого смысла. Цель психотерапии на основе транзактного анализа — осознание непродуктивных моделей общения и формирования новых, более эффективных.
Не (сойтись) характерами
Рассмотрим типичный диалог, который нередко можно услышать в магазине и который может привести к конфликту:
— Сколько стоит этот товар? — спрашивает покупатель.
— На ценнике все написано, — отвечает продавец.
Как мы уже знаем, все эго-состояния могут выражаться и со знаком плюс, и со знаком минус. Например, эго-состояние Дитя разделяется на адаптивного ребенка и свободного. И свободный, и адаптивный также могут проявляться как в плюсе, так и в минусе. Родитель тоже может выступать как критикующий или как заботливый — также со знаком минус или плюс.
В диалоге выше продавец проявил субличность Родителя по отношению к покупателю как к ребенку. И если покупатель в данный момент находится в эго-состоянии Дитя, то он может проявиться, например, свободным ребенком со знаком минус — взбунтоваться, обидеться и пойти жаловаться.
А если у него включится адаптивное детское эго-состояние, он может подчиниться и послушно посмотреть, что написано на ценнике. Или же обратиться к заботливому Родителю «внутри продавца» и попросить: «Помогите мне, пожалуйста, я не вижу». В ответ на просьбу продавец может войти в состояние заботливого Родителя и помочь.
Пойдем погуляем?
Применять транзактный анализ в жизни нетрудно. Главное — понять его принцип и научиться отслеживать и распознавать эго-состояния как в самом себе, так и в человеке, с которым ведется диалог, наблюдая за своими (и чужими) мимикой, эмоциями и словами. Обращайтесь к партнеру так, чтобы транзакция эго-состояний была параллельной, то есть исключающей конфликт, а не перекрестной (приводящей к конфликту). Принципы транзактного анализа могут применяться везде, где мы взаимодействуем друг с другом, — как в повседневном, так и в деловом общении.
Транзакция в теории Берна — это единица общения, состоящая из стимула и реакции
Чтобы понять, что такое параллельная и перекрестная транзакция, рассмотрим самый распространенный диалог из семейной жизни — о том, кто будет выносить мусор.
Например, жена обращается к мужу из эго-состояния Родитель. «Вынеси мусор», — говорит она. Если муж послушно из эго-состояния Дитя ответит: «Хорошо, сейчас вынесу», получится параллельная транзакция, предотвращающая конфликт. Но если он также проявит эго-состояние Родитель и ответит «Вынеси сама», то транзакция получится перекрестной и приведет к конфликту.
Рассмотрим еще одну иллюстрацию обмена «единицами общения». Один из партнеров из эго-состояния Дитя обращается к другому: «Пойдем погуляем?» И тот отвечает тоже как Дитя: «Пойдем». Конфликта нет: два «ребенка» построили параллельную транзакцию. Однако если второй партнер включит в ответ на предложение эго-состояние Родителя, осуждающего или критикующего («Посмотри в окно. Кто в такую погоду гуляет?»), может возникнуть перекрестная транзакция и, следовательно, конфликт.
Психолог-консультант, психотерапевт, кандидат психологических наук, автор курса психологической грамотности «Pro баланс».