Почему важно воспитывать в детях скромность

Что отличает скромных людей? Исследователи выделяют два аспекта. На личностном уровне такие люди уверены в себе и открыты новой информации. Они не ведут себя высокомерно, но и не обесценивают себя. На социальном уровне они фокусируются на окружающих и ценят их.

Недавно психолог Джудит Данович и ее коллеги провели исследование с участием 130 детей в возрасте от 6 до 8 лет. Сначала ученые попросили детей оценить свои знания по 12 вопросам. Часть из них была связана с биологией. Например, детей спрашивали: «Почему рыбы могут жить только в воде?» или «Почему у некоторых людей от рождения рыжие волосы?». Другая часть вопросов была связана с механикой: «Как работает лифт?» или «Почему машине нужен бензин?».

Затем детям дали в напарники врача или механика, чтобы оценить, на сколько вопросов сможет ответить их команда. Дети сами выбирали, кто из команды будет отвечать на каждый вопрос. Детей, которые более низко оценили свои знания и делегировали ответы на вопросы партнеру по команде, ученые сочли более скромными. После раунда вопросов и ответов ученые оценили интеллект детей с помощью быстрого IQ-теста.

Дети, которые делегировали ответы на вопросы партнеру, чаще замечали и более внимательно анализировали свои ошибки

Следующим этапом эксперимента стала компьютерная игра, в которой нужно было помочь смотрителю зоопарка поймать животных, сбежавших из клеток. Для этого дети должны были нажимать на клавишу пробела, когда видели определенных животных, но только не орангутангов. Если они нажимали на пробел при виде орангутанга, это засчитывалось за ошибку. Пока дети играли в игру, их мозговая активность регистрировалась с помощью электроэнцефалограммы. Это позволило исследователям увидеть, что происходит в мозге детей, когда они совершают ошибку.

Во-первых, дети старшего возраста демонстрировали большую скромность, чем младшие участники. Во-вторых, дети, которые более скромно оценили свои знания, оказались более умными по результатам IQ-теста.

Также заметили взаимосвязь между поведением детей на разных этапах эксперимента. Дети, которые делегировали ответы на вопросы партнеру, чаще замечали и более внимательно анализировали свои ошибки — об этом свидетельствует картина мозговой активности, характерная для сознательного анализа ошибок.

Результаты исследования говорят о том, что скромность помогает детям взаимодействовать с другими и набираться знаний. Замедляясь, чтобы отметить и проанализировать свою ошибку, вместо того чтобы игнорировать или отрицать ее, скромные дети превращают сложную задачу в возможность для развития.

Еще одно открытие заключается в том, что скромность идет рука об руку с целеустремленностью

Также исследователи предполагают, что скромные дети лучше замечают и ценят это качество в окружающих. Ученые Сара Ага и Кристина Олсон организовали серию экспериментов, чтобы понять, как дети воспринимают других людей. Участников попросили послушать, как три человека отвечают на вопросы. Один отвечал высокомерно, пренебрегая чужими убеждениями. Второй — сдержанно и с недоверием. Третий демонстрировал скромность: он был достаточно уверен и при этом готов принять другие точки зрения.

Исследователи спросили участников, понравились ли им эти люди и хотели бы они провести с ними время. Дети в возрасте 4-5 лет не высказали особых предпочтений. Испытуемые 7-8 лет предпочли скромного человека высокомерному. Дети в возрасте 10-11 лет отдали предпочтение скромному по сравнению с высокомерным и с нерешительным.

Исследователи прокомментировали результаты: «Скромные люди важны для общества: они упрощают межличностные отношения и процесс разрешения конфликтов. Скромные в оценке своих интеллектуальных способностей люди с ранних лет позитивно воспринимаются окружающими».

Еще одно открытие заключается в том, что скромность идет рука об руку с целеустремленностью. В исследовании психолога Кендалл Коттон Бронк целеустремленные дети демонстрировали скромность в собеседованиях с участниками исследовательской команды. Сочетание скромности и целеустремленности помогало им находить наставников и работать с единомышленниками из числа сверстников. Это качество предполагает готовность просить других о помощи, что позволяет детям добиваться своих целей и в конечном счете развиваться.

Об авторе

Марьям Абдулла — психолог, специалист по возрастной психологии.