В связи с обилием автодорожных катастроф вопрос о возможности разговора по мобильнику за рулем давно не обсуждается: разговаривать по мобильному нельзя. Такие разговоры действительно отвлекают внимание водителей от неожиданных обстоятельств на дорогах. Они опасны, даже если водитель не участвует в диалоге, а просто внимательно слушает собеседника.
Так что же, во время вождения вообще ничего нельзя слушать? Но многие мои знакомые, люди очень ответственные, когда садятся за руль, часто включают любимые музыкальные произведения. Включают их не очень громко, чтобы музыка не мешала услышать какие-то внешние сигналы. Они утверждают, что любимая музыка не только не мешает им в процессе вождения, но даже помогает избежать аварии.
Что это – самовнушение, чтобы оставить за собой право на удовольствие? Думаю, что нет. Я верю моим друзьям, совсем не склонным к рискованным поступкам. Разговоры со знакомыми на полном ходу они действительно стараются не вести, сразу предупреждают, что за рулем, а в случае острой необходимости в таком разговоре останавливают машину. А музыку слушают на полном ходу и буквально живут этими впечатлениями. В чем же разница?
Речь – это словесная информация, адресованная левому полушарию, которое отвечает за логическое аналитическое мышление, концентрацию внимания на конкретных деталях, с неизбежным ограничением внимания ко всему остальному.
Звуки музыки помогают правому полушарию воспринимать живые зрительные впечатления, видеть окружающий мир во всей его полноте
А это значит, что все другие зрительные и слуховые впечатления в этот момент фильтруются и отодвигаются на задний план, чтобы не мешали самому главному – тому, на чем сосредоточен анализ. К таким «лишним» впечатлениям относятся и мелькающие за окном пейзажи, и звуки, и пролетающие мимо машины, и машины, внезапно замедляющие ход или съехавшие с полосы, и пересекающие дорогу люди.
Все, что требует моментальной ориентации и быстрого «схватывания» множества разнообразных сигналов из внешнего мира, то, что обеспечивает точность и быстроту реакции, – все это не входит в функции левого полушария в процессе общения. Мозг занят полностью восприятием и обдумыванием сказанного.
Музыка и пение, напротив, адресованы правому полушарию. Они не нуждаются в анализе. Правое полушарие устроено так, что оно не концентрируется на чем-то ограниченном и конкретном и не разбирает мир на отдельные элементы, чтобы их проанализировать и выстроить в строго упорядоченную систему. Оно воспринимает мир как целое и открыто для всех его проявлений, «схватывает» их одновременно, и звуки музыки не мешают, а даже помогают ему воспринимать в то же самое время живые зрительные впечатления, видеть окружающий мир во всей его полноте и красочности.
Для каждого человека это должна быть такая музыка, в которой он буквально растворяется от удовольствия, как во время медитации, когда на электроэнцефалограмме доминирует альфа-ритм покоя, но при этом мозг открыт для любых чувственных переживаний.
Правое полушарие ответственно за целостность нашего поведения, за гармоничное сочетание движений, за способность сделать, даже до осознания, быстрый и безошибочный выбор правильного движения в условиях, когда от такого движения зависит спасение, в экстремальной ситуации. Этот выбор происходит почти интуитивно, без предварительного анализа, и человек потом, как правило, не помнит, что именно он делал и в какой последовательности и как ему удалось быстро среагировать.
Музыка не создает альтернативу решаемой проблеме – она создает хороший фон для решения
А помочь ему могла музыка, звучащая не только в ушах, но и в нем самом, музыка, которая создает внутреннюю гармонию и в то же время не отвлекает от происходящего вовне, не сосредотачивает наше внимание на чем-то одном.
Это означает, что доставляющую удовольствие музыку стоит слушать не только при вождении, но и при решении самых различных задач, чтобы видеть проблему в широком контексте ассоциаций и разнообразных связей с другими проблемами. Музыка при этом не создает альтернативу решаемой проблеме – она создает хороший фон для решения.
Я знаю профессиональных компьютерщиков и программистов, успешно работающих под музыку, которая даже, по их словам, позволяет им лучше сосредоточиться на определенной проблеме и не устать при этом.
Активность правого полушария при создании или восприятии многозначных образных представлений не требует дополнительных энергетических затрат от мозга. Поэтому и творческие люди не устают именно в процессе творческой деятельности, а готовность к творческому решению полезна при любом виде деятельности.