Как возникает пассивная агрессия в коллективе
Атмосферу в коллективе, как правило, создает руководитель — он и может быть источником пассивной агрессии, которая ухудшает не только психологическое здоровье сотрудников, но и рабочие показатели.
1. Руководитель стремится все контролировать
Постоянный микроменеджмент рано или поздно сильно утомляет подчиненных. Они чаще всего не имеют возможности прямо выразить протест, так как он идет вразрез с правилами компании или просто погашается начальством. В этом случае агрессия из прямой превращается в скрытую и выражается в сопротивлении продуктивной деятельности — причем сам сотрудник далеко не всегда это осознает.
2. Руководитель боится конфликтов в коллективе
Он старается подавить любые разногласия, из-за чего личные потребности участников команды не удовлетворяются. Накопленное скрытое раздражение отравляет атмосферу и приводит все к тому же пассивному сопротивлению при выполнении задач.
3. Руководитель использует метод «кнута» в своей работе
Он «воспитывает» подчиненных в распространенном «барском» стиле, с окриками, оскорблениями, манипуляциями, эмоциональным давлением или шантажом. У сотрудников формируется толерантность к психологическому насилию, а еще склонность игнорировать самого руководителя и его задания.
Почему руководитель пытается мотивировать подчиненных подобным способом? Скорее всего, он глубоко не удовлетворен своей жизнью. Это паттерн, который складывается не на работе, это черта характера, сформировавшаяся в детстве и юности. По своей сути это провокация на ответную агрессию, которая позволит почувствовать себя значимым.
О том, как выражается пассивная агрессия вне работы, можно узнать в статье «Пассивная агрессия в отношениях: 5 основных проявлений»
Как противостоять пассивной агрессии со стороны коллег или начальства
Самый лучший, проверенный временем способ — это игнорирование. Если не вовлекаться в конфликты и не поддерживать подобный стиль общения, рано или поздно провокатор перестанет агрессировать: дело в том, что таким людям нужна реакция — если ее нет, то подобные действия становятся бессмысленными. Однако могут быть и случаи, когда необходимо, сохраняя выдержку и достоинство, сообщить человеку, что в таком стиле вы общаться не готовы. Возможно, вам придется сказать это не один раз.
Если вы руководитель и ваша команда уважает вас, то стоит выйти на открытый разговор и сказать, что прежний стиль организации рабочих процессов не приносит результата, который бы устраивал всех. Подчеркните, что вы это видите по своим наблюдениям, приведите необходимые аргументы. Стоит подтолкнуть коллег к выводу, что пришло время реорганизовать работу или поменять правила. А вот как реорганизовать и какие правила нужно внедрять, лучше решать со специалистом по групповой динамике.
В каком случае стоит менять работу
Если в компании принято искать так называемого «козла отпущения» — человека, на которого можно повесить вину за ошибки, то речь, очевидно, идет о токсичном коллективе. С такими коллегами лучше попрощаться, чтобы сохранить собственное здоровье и ресурсы для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице — в токсичном коллективе никто не сможет вырасти как специалист, кроме токсичного руководителя.
Если в целом сотрудники адекватные, то речь, скорее всего, идет о сливе агрессии, которая накопилась по отношению к вышестоящему руководству или к сложным клиентам организации. Задача для отдела HR — разобраться, в чем причина и как это отрегулировать. Если вы сами стали жертвой или вам жалко конкретного сотрудника, с которым так обращаются, можно воззвать к совести коллектива и предложить отрабатывать свою агрессию на более сильных или в спортзале. Или обратиться за помощью к HR-сотрудникам.
Важно помнить, что вы не обязаны разбираться с проблемой в одиночку: чем больше единомышленников, тем лучше. Обратившись к коллегам, выслушав их мнение и заручившись поддержкой, вы как минимум сможете обрести уверенность в себе для более решительных действий.
Реальные истории
Хочу разобрать несколько историй своих клиентов и отметить их действия, которые привели к успеху:
Иван заручился поддержкой руководителя пассивного агрессора, но сделал он это не за спиной у кого-то, а через свою прозрачную работу, признание ошибок и фиксацию данных. После этого, когда Иван предал ситуацию гласности и привел доказательства агрессивных действий коллеги, тот стал «паинькой»: теперь не действует исподтишка, противостоять ему стало гораздо легче.
Наталья поступила более решительно. Она обратилась к вышестоящему руководителю токсичной дамы и сказала, что не будет с ней работать, а при следующем выпаде коллеги попросила извиниться. И та извинилась. Так шаг за шагом Наталья научилась себя защищать.
Социопсихолог, культуролог, основатель «Новой русской школы психологии», публицист, сценарист, сооснователь «Первой онлайн-киношколы»
Личный сайт