Не только в большом спорте, но и вообще в нашей культуре есть устойчивое представление, что, если вы хотите добиться от кого-то успеха, будь то ваш ребенок или подчиненный, нужно устроить ему «веселую» жизнь. Больше требовать, кричать, критиковать и указывать на ошибки. И правда, те же чемпионы нередко в интервью говорят что-то вроде «Он нас гонял, и правильно делал».
Так нужно ли для успеха чувствовать себя плохо? Барбара Фредриксон (Barbara Fredrickson) предложила в рамках позитивной психологии теорию эмоций, которую она назвала «расширяй и строй». Она показала экспериментально, что если мы испытываем положительные эмоции до и во время какой-либо деятельности, это способствует расширению нашего понимания ситуации. Мы можем увидеть гораздо больше вариантов, выработать новые навыки. Например, вы делаете зарядку. Вероятность того, что вы захотите попробовать новое упражнение, гораздо выше, если вы относитесь к зарядке с интересом, а не как к рутине, которую вас заставляют делать.
Позже Фредриксон и другие специалисты скорректировали теорию «расширяй и строй»1. Теперь считается, что для успешной деятельности нужно два этапа. На первом положительные эмоции, вызванные одобрением окружающих или личной мотивацией, запускают нашу креативность. Но дальше нам нужно сузить свой фокус до одного конкретного действия. Возвращаясь к примеру с зарядкой: у меня хорошее настроение, и я думаю – «да, я могу и такое упражнение сделать, и такое».
Но когда мы пробуем новое упражнение, не все получается, приходится прилагать усилия, напрягаться. И тут, наряду с подбадриванием, позитивную роль могут сыграть умеренные отрицательные эмоции, например легкая злость, которую лучше направить на предмет мучений – «Я все равно подниму эту чертову гантелю».
Но если ругать себя слишком сильно, есть вероятность, что в следующий раз вы займетесь зарядкой очень нескоро. В общем, если вы растите не чемпиона, а просто счастливого человека, начните с похвалы и поддержки. Покритиковать всегда успеете.
1 B. Fredrickson «The value of positive emotions», American Scientist, 2003, № 91.