Если разрешить ребенку отдыхать все три месяца каникул, то есть вероятность, что начало учебного года окажется для него куда более сложным, чем могло бы. Как родителям найти золотую середину, чтобы их дети и силы восстановили, и знания не расстеряли? Рассказывают эксперты.
«Летнее чтение формирует у маленького школьника привычку читать»
Ольга Узорова — учитель, методист, автор учебно-развивающих пособий для учеников и учителей
Конечно, во время летних каникул ребенку необходимо отдохнуть. Хорошо, если есть возможность больше времени проводить на свежем воздухе — кататься на велосипеде, играть в футбол, волейбол, купаться в речке или на море. Однако грамотное чередование интеллектуальной нагрузки и расслабления будет ему только на пользу.
Чем заниматься
Если есть предметы, по которым ребенок откровенно отстает от программы, то их стоит взять под контроль в первую очередь. Но я рекомендую повторять материал по всем основным направлениям, независимо от оценок.
Если с утра ваш сын или дочь позанимается 15 минут русским и 15 минут математикой, то на качестве его отдыха это никак не отразится. Зато те знания, которые он получил за учебный год, перейдут из кратковременной памяти в долговременную. Такие небольшие задания по основным темам поддерживают уровень усвоенных за год знаний и помогают школьнику войти в следующий учебный год без стресса.
Зачем нужно летнее чтение
Я не считаю, что чтение надо относить к учебным часам. Это культура времяпрепровождения. Тем более, в список рекомендуемой литературы обычно включены большие произведения, знакомство с которыми требует времени, и на каникулах у ребенка точно больше возможностей их изучить.
Кроме того, летнее чтение формирует у маленького школьника привычку читать — этот навык особенно полезен для освоения гуманитарных предметов в средней и высшей школе. В будущем он поможет ему быстрее пропускать через себя огромные потоки информации, а ведь без этого в современном мире трудно обойтись.
Нужно ли «давить» и «принуждать» ребенка читать или решать задачи? Здесь очень многое зависит от настроя самих родителей: внутренние сомнения в целесообразности занятий усиливают напряжение и «заряженность» этой темы. Донести до ребенка смысл летних «уроков» легче тем, кто осознает их преимущества и ценность.
«Ребенку целый год приходится делать то, что надо, а не то, что хочется»
Ольга Гаврилова — школьный коуч и семейный психолог
Каникулы существуют для того, чтобы школьник отдохнул и восстановил силы. И для того, чтобы предотвратить его эмоциональное выгорание, которое возникает от того, что ребенку целый год приходится делать то, что надо, а не то, что хочется.
Вот несколько рекомендаций, как можно совмещать отдых и учебу:
- Первые и последние две недели каникул дайте ребенку полноценно отдохнуть и переключиться. В промежутке можно планировать учебные занятия, если вы хотите подтянуть какой-то предмет. Но занимайтесь не более 2-3 раз в неделю по одному уроку. Лучше, если занятия будут проходить в игровой форме и при участии взрослых, которые умеют увлечь и вдохновить ребенка.
- Дайте ребенку возможность заниматься дополнительно тем, что ему больше всего нравится из школьных предметов. Особенно если он сам высказывает такое желание. Для этого подойдут, например, языковые или тематические лагеря.
- Имеет смысл поддерживать навык чтения. Желательно, чтобы это было не только чтение школьного списка литературы, но и что-то для удовольствия.
- Ученикам младшей школы, которые только научились писать, стоит также поддерживать навык письма. Можно переписывать тексты и писать диктанты — но не чаще 2-3 раз в неделю по одному уроку.
- Найдите время для занятий спортом. Особенно полезны те его виды, что способствуют равной нагрузке правой и левой частей тела, — плавание кролем, велосипед, скейтборд. Спорт развивает межполушарное взаимодействие и помогает оттачивать навыки планирования и организации. Все это поможет ребенку с учебой в следующем году.
Об авторах
Ольга Узорова — учитель, методист, автор более 1000 учебно-развивающих пособий для учеников и учителей. Автор серии «Летних заданий» по русскому языку и математике для начальной школы (см. на
Ольга Гаврилова — школьный коуч, семейный психолог.