Автор книг по детской психологии и психотерапии
Нина Заречная: воплощение наивной надежды

В восемнадцать естественно мечтать о славе, трепетать перед известными людьми, наделять их неземными добродетелями и, не замечая влюб­ленных глаз юноши по соседству, вверять свою молодость и любовь пожившему ловеласу. Нина Заречная из пьесы Чехова «Чайка» — воплощение наивной надежды, она заражает обитателей дачного дома грезой о несбыточном. И они начинают мечтать: юный Треплев — о любви матери, Тригорин — о безмерном восхищении, стареющая актриса Аркадина — о неувядающей молодости и успехе.

Доверчивой девушке так просто попасть в круговорот чьих-то желаний! Она не очень отделяет фантазии от реальности, свои мотивы от чужих, ей легко внушить любые идеи, увлечь, заморочить голову. Недостаток образования и родительского участия, юношеская наив­ность приводят ее к роковому решению: убежать в город, пойти в актрисы. Ей кажется, что красивая жизнь и неземная любовь совсем близко, за поворотом, нужно только поддаться искушению и рискнуть. Будущее не вызывает у нее никакой тревоги, кажется простым и обманчиво ясным.

Соблазненные и брошенные дети, лишенные наивности, нежности и чистоты, уже никому не нужны

Но мечте, выросшей на бедной почве, не подкрепленной знаниями ни о себе, ни о людях, только и остается быть сбитой чайкой, а самой девушке — стать объектом для удовлетворения чужих прихотей.

Так беспочвенная надежда в итоге убивает молодых: Нина теряет семью, ребенка, шанс на самоуважение и другую жизнь. Треплев тоже не может пережить очередного отвержения и кончает с собой. Соблазненные и брошенные дети, лишенные наивности, нежности и чистоты, уже никому не нужны. Никто не помогал им взрослеть и узнавать мир. Ими воспользовались для своих нужд: холодно и вполне цинично.

Нина в наши дни

Нину и сейчас можно встретить в приемной комиссии любого театрального вуза. Каждую весну сотни Нин садятся в поезда дальнего следования и едут из провинции в столицы за красивой жизнью и славой. Они умеют рисковать и мечтать, но не умеют учиться и думать. Они красивы и часто добры, но совсем не знают себя, не обладают внутренним стержнем и знанием о жизни.

К сожалению, жизнь очень быстро сталкивает их с тем, что внешней привлекательности и желания любить недостаточно для того, чтобы состояться. Без работы над собой реализуется сценарий анти-Золушки (она-то была еще та трудяга): сплошное разочарование, никакого принца.

Внутреннее содержание нарабатывается добрыми разговорами с мудрыми и ответственными взрослыми, образованием, чтением великих книг, походами к психологам, естественным и постепенным ростом в карьере. И это знание становится прекрасной базой для возможного воплощения мечтаний, фантазий и грез. Мечтать не вредно, вредно иметь одни лишь мечты.