Недружелюбный или эмоционально нестабильный: 4 типа токсичных начальников — как найти подход
Кадр из сериала «Офис» (2005–2013 годы)
Фото
«Кинопоиск»

Ваш руководитель — мастер провокаций? Он манипулирует сотрудниками, используя в своей игре любые средства? А может, с энтузиазмом предлагает сногсшибательные идеи, но вскоре разочаровывается в них, а заодно и в вас как исполнителе? Ваш первый шаг — выявить тип токсичного поведения, с которым вам приходится иметь дело, а потом уже приступать к осознанному противостоянию.

1. Деспот

Он

Унижает, выбивает из колеи, провоцирует, манипулирует, пугает.

Мы

Испытываем тревогу. Не знаем, кому достанется, когда и почему.

Что он может делать

Вести себя угрожающе или преследовать. Или — притворно льстить, чтобы добиться своего, выдавать себя за жертву, вызывая у сотрудников чувство вины. Его токсичность усиливается, если организационная структура допускает такое поведение.

Совет

Если это настоящий тиран с чертами психопата или социопата, то лучший выход — быстро искать другую работу: рядом с такими людьми опасно находиться. Если случай не столь тяжелый, старайтесь в таких отношениях все-таки занимать взрослую позицию, не вступая при этом в отношения силы.

Задавайте себе вопросы:

  • Чего я сейчас хочу?

  • Почему для меня это важно?

  • Как я пойму, что этого достиг(ла)?

Говорите точно и по делу:

  • «Я буду вести этот проект таким образом»;

  • «Первая цель такая…»;

  • «Бюджет составляет…»;

  • «Есть ли вопросы?»

Старайтесь сохранять эмоциональную стабильность, что бы ни случилось. И обязательно оформляйте договоренности письменно.

2. «Миссия невыполнима»

Он

Все запутывает. Причина такого поведения — недостаток организованности. Где он, там царит хаос.

Мы

Чувствуем, что нас «саботируют». Кажется, он нам не доверяет.

Что он может делать

Вмешиваться в решение задач, порученных сотруднику, и ставить перед ним несколько задач сразу. Должностные функции, сферы ответственности и права на решения определены нечетко, и непонятно, чего он ожидает.

Совет

Необходимо четко устанавливать ему рамки, в определенном смысле стать менеджером своему менеджеру. Все договоренности фиксировать письменно, облекать в цифровую форму: «Пока я не оформлю это в excel-таблицу и не вышлю вам, я работать не начну». Важно апеллировать к цифрам и документам. Если он объявляет: «Здесь будет город-сад!» — задавайте конкретные вопросы: «Ок, какой бюджет и сроки?»

Не бросайтесь на амбразуру, услышав его очередную идею, а объясняйте: этого у меня нет в должностной инструкции

Если у вас нет права принятия решений по делу, ведение которого вам поручено, письменно сложите с себя ответственность, спросив у начальника, что нужно делать, — и не забудьте направить копии сообщения всем заинтересованным лицам.

3. Эмоционально нестабильный

Он

Слишком сильно эмоционально вовлечен. У него все «сверх»: сверхпредприимчивость, амбициозность, работоспособность, эмоциональность, терпимость. Или, наоборот, сверхконтроль. Также у него нестабильное настроение, иногда он очень обидчив и подозрителен.

Мы

Вначале чувствуем энтузиазм, а затем усталость, недоверие, обиду.

Что он может делать

Встречать нового сотрудника с радостью, а затем внезапно разочаровываться в нем. Он то полон энтузиазма, то обеспокоен, то расстроен, то разочарован.

Совет

Держитесь от него подальше и сосредоточьтесь на своих целях. Не чувствуйте себя виноватыми, если не соответствуете всем его ожиданиям. Попросите его формулировать требования письменно.

Уменьшите его «сверхвозбуждение», оставаясь открытым для его идей, но задавая ему конкретные вопросы, чтобы сделать его план более реалистичным, не противореча ему и не пытаясь преподать ему урок. Например, скажите: «Ваша идея хороша, но сколько у нас средств и времени на ее осуществление?»

4. Недружелюбный

Он

Очень раздражен какой-то частью вашей личности.

Мы

Думаем, что он нас осуждает.

Что он может делать

Нервничать, вести себя нетерпеливо, злиться на некоторых людей или избегать их.

Совет

Не принимайте проявления агрессии на свой счет. Пытайтесь взглянуть на происходящее со стороны. Когда ваш начальник раздражается, потому что хочет быть правым, убедительным тоном скажите ему, что он прав. Это его успокоит. Не соревнуйтесь с ним, учитывайте его точку зрения.

Поразмышляйте над ситуацией из психотерапевтической позиции:

  • Что его так злит?

  • Какие его эмоциональные потребности не удовлетворяются?

Замечайте, какие ситуации вызывают у него стресс, и старайтесь не вызывать их. Также работайте над вашей собственной нетерпимостью.

Юлия Бурлакова

Психолог, коуч

Личный сайт