«Ребенок не говорит, не играет и отстает в развитии, а ему уже почти 3 года». Психологи, педагоги часто слышат такие слова от родителей. При этом выясняется, что ребенок не может пользоваться ложкой, горшком, не пытается одеваться сам. Родители часто не видят связи между формированием гигиенических навыков у детей и их развитием. Мать говорит, что лучше самой накормить ребенка, так как он плохо ест и останется голодным. Лучше надеть подгузник, так как «время пользования горшком еще не пришло».
В последнее время психологи и педагоги все чаще обращают внимание родителей на значение культурно-гигиенических навыков в развитии детей, в правильной организации их жизни в период адаптации к детскому учреждению. По уровню сформированности этих навыков можно судить об уровне психофизического развития в раннем возрасте.
Ранний возраст — особый, важнейший период в развитии ребенка, время, когда физическое и психическое развитие очень тесно связаны. Центральные виды деятельности детей в этот период — предметно-практическая и орудийная, из которых постепенно к трем годам развивается игра.
Предметно-практическая деятельность оказывает влияние на общий темп развития ребенка
Предметно-практическая деятельность основывается на активном взаимодействии взрослого и ребенка с привлечением предметов. Взрослый — посредник между ребенком и миром. В процессе взаимодействия родитель называет предметы, действия, признаки и, таким образом, устанавливает связь между предметом и звучащим словом. Предметно-практическая деятельность оказывает влияние на общий темп развития ребенка и первоначально носит манипулятивный характер, впоследствии совершенствуясь.
Ребенок с самого раннего возраста может взять в руки ложку, но пока не знает, для чего она нужна, поэтому стучит ею по другим предметам, пробует на вкус, бросает, выполняет другие действия. Потом он узнает, что ложка используется для еды, но пока не может держать ее правильно. Постепенно берет ложку правильно и ест с ее помощью. После того как все этапы освоены, ребенку становится доступен перенос действий из конкретной ситуации в другие похожие. В дальнейшем хорошо знакомый предмет может быть задействован в игровом процессе.
У формирования навыка самостоятельного одевания ведущее значение в психоречевом развитии. Этот процесс носит обратный характер и начинается с умения ребенка снимать одежду. В данном случае ребенок сталкивается с проблемной ситуацией, ему некомфортно. Он пытается сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно раздеться. Родителям необходимо поощрять самостоятельность. Если они видят, что ребенок может сам справиться с задачей, помощь необходимо сократить, использовать ее в случаях крайней необходимости.
Раздеваться и одеваться приходится каждый день, этот процесс наилучшим образом влияет на развитие мелкой моторики и речедвигательной функции. Кроме того, наличие проблемной ситуации побуждает малыша использовать такое средство коммуникации, как речь.
Важный этап в развитии — приучение к горшку. Безусловно, ребенок должен быть готов к этому и физически, и умственно, поэтому большинство детей можно приучать в 1,5–2 года. Родителям необходимо запастись терпением. Процесс должен идти постепенно, без повышенного интереса и чрезмерного рвения. При чем же тут речь ребенка? При правильном течении приучения к самостоятельному пользованию горшком у ребенка лучше формируются первоначальные функции самоконтроля и саморегуляции. Для развития речи именно эти функции основополагающие.
Орудийные действия (действия с помощью средств: ложки, горшка, кружки, карандаша) подразумевают использование предмета по его назначению: ложкой едят, щеткой чистят зубы. Эти действия могут быть выполнены на основании того, насколько хорошо под руководством взрослого ребенок усвоил свойства предметов.
В конце раннего детства у ребенка в основных чертах складывается целостное отношение к миру
Доказано, если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более медленный. Развитие ребенка возможно только в совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности — усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.
Мы выделяем основные направления и правила в формировании гигиенических навыков:
- последовательное обучение владению предметами (ложка, чашка, шапка, горшок);
- перенос в воображаемую (игровую) ситуацию;
- систематическое повторение, подкрепление;
- благоприятный эмоциональный настрой родителей;
- чтение ребенку художественной литературы на соответствующую тему;
- проговаривание с ребенком стихотворений в определенной ситуации.
Дети не рождаются с определенными знаниями и навыками. Людьми их могут сделать только другие люди. Не стоит надеяться на то, что когда-нибудь потом ребенок научится пользоваться ложкой, горшком, будет самостоятельно одеваться. Все хорошо в свое время. У каждого возрастного периода свои преимущественные приобретения. Каждое приобретение обеспечивает дальнейший ход развития. Именно в конце раннего детства у ребенка в основных чертах складывается целостное отношение к миру и человеческие способы взаимодействия с миром людей и предметов.
Об авторе
Жанна Науменко — учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра, специализируется на обучении детей в возрасте 4-12 лет с первичными нарушениями речи, с задержкой психического развития, умственной отсталостью.