Что будет через 20 лет? Если коротко – я не знаю. Более того – не хочу знать. Хотя по-человечески понимаю такую разновидность игры в бисер, как футурология – прогнозирование будущего. И научную фантастику я люблю. Но ищу в ней не конкретные ответы, а спектр возможностей. Не надо спешить формировать ожидания.
В психологической практике я часто сталкиваюсь с разрушительной ролью ожиданий.
Люди, живущие хорошо, убеждены, что их жизнь полна проблем, потому что в их представлении все должно быть иначе. Но реальность никогда не будет соответствовать ожиданиям. Потому что ожидания – это фантазия. В результате такие люди страдают до тех пор, пока не удается разрушить ожидания другой жизни. Как только это происходит, все налаживается.
Ожидания похожи на серые камни из сказок Волкова про приключения девочки Элли – они не дают попасть в Волшебную страну, притягивая и не отпуская проходящих путников.
Что мы делаем с нашим будущим? Мы выстраиваем его в нашем сознании и сами в него верим.
Начну с психологического парадокса, почти дзенского, хотя ситуация житейская. Шутка, известная многим. «Успеет или не успеет?» – думал водитель автобуса, глядя в зеркало заднего вида на старушку, которая бежала к пока еще раскрытым дверям автобуса. «Не успела», – с огорчением подумал он, нажимая на кнопку закрывания дверей.
Мы смешиваем и не различаем то, что происходит независимо от наших действий, и то, что происходит, когда мы включаемся
Этот парадокс выражает особенность нашего отношения к будущему: мы смешиваем и не различаем, что происходит независимо от наших действий, а что происходит, когда мы включаемся.
Проблема будущего – проблема субъекта – проблема того, кто и как его определяет.
Мы не можем быть уверены в будущем, так же, как и в настоящем.
Тютчев в XIX веке сформулировал это в строках: «Кто смеет молвить: до свиданья, чрез бездну двух или трех дней?» В конце ХХ века в строках Михаила Щербакова это прозвучало еще короче: «Но кто же в пятом знал часу, что станет с ним в шестом?»
Будущее часто зависит от наших действий, но редко зависит от наших намерений. Поэтому наши действия меняют его, но часто не так, как мы планируем. Вспомним книгу «Властелин колец» Толкиена. Ее главная идея – нет прямой связи между намерениями и действиями, но опосредованная связь есть.
Кто уничтожил Кольцо всевластия? Фродо его передумал уничтожать. Это сделал Горлум, у которого были другие намерения. Но к этому привели именно действия героев с добрыми намерениями и поступками.
Мы пытаемся сделать будущее более определенным, чем оно может быть. Потому что неопределенность рождает неприятную и неуютную тревогу, которую хочется устранить из жизни. Как? Определить, что же точно будет.
Громадная индустрия предсказаний, гадалок, астрологов удовлетворяет психологическую потребность людей избавиться от страха перед будущим через получение каких угодно фантастических картин того, что будет
Громадная индустрия предсказаний, гадалок, прогнозов, астрологов удовлетворяет психологическую потребность людей избавиться от тревоги, страха перед будущим через получение каких угодно фантастических картин того, что будет. Главное, чтобы картина была отчетливой: «Что было, что будет, чем сердце успокоится».
И сердце действительно успокаивается от любого сценария будущего, только бы он был определенным.
Тревога – наш инструмент взаимодействия с будущим. Она говорит, что есть то, чего мы пока не можем точно знать. Там, где нет тревоги, – нет будущего, оно заменяется иллюзиями. Если люди строят планы на жизнь на много десятилетий вперед, они тем самым исключают будущее из жизни. Они просто продлевают свое настоящее.
Люди по-разному обращаются с будущим.
Первый способ – «прогноз». Это применение объективных процессов и законов, выведение из них предполагаемых следствий, которые должны наступить независимо от того, что мы делаем. Будущее – это то, что будет.
Второй способ – проектирование. Здесь, наоборот, первична желаемая цель, результат. Мы чего-то хотим и, исходя из этой цели, планируем, как к ней прийти. Будущее – это то, что должно быть.
Третий способ – открытость диалогу с неопределенностью и возможностями в будущем вне наших сценариев, прогнозов и действий. Будущее – это то, что возможно, чего нельзя исключить.
Каждый из этих трех способов отношения к будущему несет свои проблемы.
Возможности каждого человека в отдельности и человечества в целом влиять на будущее ограниченны, но всегда отличны от нуля
Если мы относимся к будущему как к судьбе, это отношение исключает нас из формирования будущего. Конечно, возможности каждого человека в отдельности и человечества в целом влиять на будущее ограниченны, но всегда отличны от нуля.
Исследования американского психолога Сальваторе Мадди показывают, что когда человек использует свои минимальные возможности как-то влиять на ситуацию, он в состоянии гораздо лучше справляться со стрессами жизни, чем когда заранее считает, что ничего сделать нельзя, и не пытается. По крайней мере, это полезно для здоровья.
Отношение к будущему как к проекту не дает возможность увидеть то, что в него не вписывается. Известна древняя мудрость: если ты чего-то очень сильно хочешь, то ты добьешься этого, и ничего больше.
Отношение к будущему как к возможности позволяет с ним взаимодействовать максимально продуктивно. Как писал автор альтернативного словаря по многим гуманитарным наукам Евгений Головаха, возможное – это то, что еще можно предотвратить. Смысл будущего открывается прежде всего не в нас самих и не в мире самом по себе, а в нашем взаимодействии с миром, в диалоге между нами. Андрей Синявский говорил: «Жизнь – это диалог с обстоятельствами».
Сам по себе смысл, о котором мы говорим, пытаясь понять, что нас ждет в будущем, возникает в процессе самой жизни. Его трудно заранее найти или запрограммировать. Сократ напоминал нам о том, что, помимо того, что мы знаем, есть то, что мы не знаем (и знаем это). Но есть еще и то, что мы даже не знаем, что мы этого не знаем. Последнее находится за пределами способности нашего прогноза и планирования. Проблема в том, чтобы быть к этому готовым. Будущее – то, чего еще не было. Не пропустите.
Об эксперте
Дмитрий Леонтьев, психолог, доктор психологических наук, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ «Высшая школа экономики», профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор нескольких книг, среди которых – «Психология смысла» (Смысл, 2007), «Психология выбора» (Смысл, 2015).
Послушать выступление Дмитрия Леонтьева и других экспертов Psychologies вы сможете 21-24 апреля в Москве на конференции «Психология: вызовы современности».
Подробную программу конференции вы найдете здесь.