«Может быть, это судьба?»: почему дейтинг-приложения — опасный способ сбежать от одиночества

Южнокорейское кино занимает лидирующие позиции в мировом кинематографе благодаря визуальному языку — его особенностями являются культ красоты, эстетизация жестокости и роковые женщины, которые играют главную скрипку не только в отношениях с мужчинами, но и в социуме.

О чем фильм

Фильм «Мой парень — маньяк» состоит из шести историй об интернет-знакомствах, которые напоминают то детские страшилки, то ночные кошмары девушек «на выданье». Этот триллер, на мой взгляд, не столько о серийных убийцах и психопатах, отслеживающих жертв на сайтах знакомств, сколько об одиночестве и жажде эмоциональной близости юных, неискушенных жизнью молодых людей, чье желание не ошибиться в выборе партнера является маячком, на свет которого приходят абьюзеры всех мастей.

В эпоху глобализации, стирающей расстояния во времени и пространстве между людьми, утрачивается глубинная, эмоциональная основа любой «химии» между сердцами, открывающимися друг другу в любви. Не доверяя ни себе, ни окружающим в реальной жизни, герои фильма доверяют свои переживания виртуальным партнерам, открывая болевые точки и уязвимые места своей души.

Потенциальный убийца, скрытый за милой аватаркой, таким образом получает ключ к самому сокровенному и, соответственно, возможность манипулировать жизнью приглянувшейся по тем или иным показателям жертве.

Эта статья, как и фильм, не о киберсталкинге, а об одиночестве, наивности и любопытстве. Если вам такие чувства более чем знакомы, то стоит обратить внимание на эти стороны личности, чтобы не стать жертвой маньяка. В этой связи вспоминается эпизод из сериала «Метод», когда стажерка Есеня Стеклова просит следователя Меглина: «Научи меня, как не стать жертвой». А Родион Меглин с присущим ему цинизмом отвечает: «Оставаться в стаде».

1/5

Кадр из фильма «Мой парень — маньяк»

Фото:

Кинопоиск

Побег от одиночества

Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» приводит цитату из романа Оноре де Бальзака «Страдания изобретателя», которая, на мой взгляд, не потеряла актуальности и сегодня и довольно точно передает скрытые мотивы «зависания» в сети.

«Так запомни же, запечатлей это в своем еще столь восприимчивом мозгу: человека страшит одиночество. А из всех видов одиночества страшнее всего одиночество душевное. Отшельники древности жили в общении с богом, они пребывали в самом населенном мире, в мире духовном… Первая потребность человека, будь то прокаженный или каторжник, отверженный или недужный, обрести товарища по судьбе. Жаждая утолить это чувство, человек расточает все свои силы, все свое могущество, весь пыл своей души. Не будь этого всепожирающего желания, неужто сатана нашел бы себе сообщников?»

Персонажи фильма отдаленно напоминают «маленьких людей» Гоголя, Пушкина, Достоевского. Но в отличие от героев русской классики, предпочитают отыгрывать унижение в виртуальной жизни.

Важно отметить, что самобытность корейского кино и феномен эстетизации жестокости зиждется на религиозном своеобразии страны, сочетающей три религии: католичество, буддизм и шаманизм. Жестокость в фильме представляется как разновидность социальной коммуникации, если герой хочет отомстить обидчику, а не как смертный грех, порицаемый обществом.

Я благодарна создателям фильма за послевкусие, оставшееся после просмотра, а также за желание перечитать книгу Эриха Фромма, поразмышлять о природе одиночества, которого многие страшатся. Именно страх одиночества, вероятно, заставляет многих бежать в мир виртуальных знакомств, который на первый взгляд кажется более безопасным — как психологически, так и физически. Создатели фильма говорят об обратном: именно онлайн нас может поджидать смертельная опасность.

Одна из древнейших практик познания себя — медитация випассана — предполагает одиночество, потому что, пребывая в нем, мы можем встретиться с «демонами своего подсознания». В английском языке понятию одиночества соответствуют два слова — loneliness и solitude. Loneliness представляет собой подавленное состояние изолированности и тоски, а solitude переводится как добровольное уединение с самим собой.

Подводя итоги, рекомендую фильм «Мой парень — маньяк» к просмотру хотя бы для размышлений над тем, как не бежать от себя и реальной жизни в виртуальный мир, а обрести подлинную свободу, познавая себя, возрастая над личными страхами, не делегируя ответственность за качество жизни интимному партнеру и уж тем более — анонимному пользователю приложения знакомств.

Психотерапевт, кандидат психологических наук, автор книг по женской и детской психологии «Жила-была девочка, сама виновата», «Проективная методика исследования личности ребенка "Расскажи историю"»

Психотерапевт, к.пс.н., автор книг по женской и детской психологии «Жила-была девочка, сама виновата», «Проективная методика исследования личности ребенка „Расскажи историю“», «Как перестать быть жертвой и превратить свои ошибки и недостатки в достоинства»

Личный сайт