Автор книги «Родина моя, Автозавод: рассказы», написанной на основании собственных воспоминаний о районе Москвы, в котором выросла и живет до сих пор.

Основные идеи

  • Родители оставляют детей «под присмотром» экрана, надеясь на его развлекательный и развивающий эффект.
  • Дети привыкают к этому пассивному времяпровождению, что вредит их здоровью и психическому развитию.
  • Изменить ситуацию можно, установив четкие рамки просмотра передач и обсуждая их содержание с ребенком.
Много смотреть телевизор — вредно

Застывшие, с неподвижным, устремленным в экран взглядом, глухие к словам, непохожие на самих себя — так телевизор преображает наших детей. Многие из них часами просиживают перед экраном, и родители знают об этом. И чувствуют себя одновременно виноватыми и обеспокоенными: они не в силах оторвать сына или дочь от завораживающего потока телекартинок и при этом интуитивно догадываются об их разрушительном воздействии на психику ребенка.

До недавнего времени страхи родителей не имели серьезных оснований. Ученые, казалось, не могли с уверенностью объяснить, в чем же заключаются отрицательные последствия высоких доз телевидения. Эксперты расходились во мнениях, результаты их исследований публиковались преимущественно в специальных научных изданиях, и большинство родителей за неимением убедительных данных и рекомендаций психологов были склонны покориться завораживающему влиянию голубых экранов, вместо того чтобы эффективно ему противостоять.

Сегодня ученые всего мира единодушны: злоупотребление телевизором наносит вред прежде всего нейронам развивающегося детского мозга, отрицательно сказывается на здоровье и поведении детей.

Чем больше ребенок смотрел телевизор в раннем детстве, тем выше риск, что его успеваемость в школе будет ниже

«Телевизор вводит ребенка в состояние, близкое к гипнотическому трансу, — вот почему дети часто словно прилипают к экрану, — говорит детский нейропсихолог Николай Воронин. — Как только телевизор включается, бета-волны мозга, характерные для состояния бодрствования, уступают место медленным альфа-волнам. Обычно это происходит при засыпании или в состоянии спокойного бодрствования, когда мы на какое-то время закрываем глаза».

В результате внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно отключаются, притупляется критическое восприятие происходящего, снижаются познавательные способности. Кроме того, у детей, злоупотребляющих просмотром телепередач, более активным становится правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональные реакции, и завораживающий эффект телевидения усиливается. Последние выводы ученых дают нам серьезный повод задуматься… и принять срочные меры.

Телевизор сковывает фантазию

Во время длительных просмотров воображение ребенка отключается. Немецкий педиатр Петер Винтерштайн более 17 лет изучал рисунки пяти-шестилетних детей и обнаружил: чем больше времени они проводят перед экраном, тем меньше деталей на их рисунках и в целом они менее выразительны и объемны. У самых заядлых телеманов нарушены пропорции рисунка, он кажется схематичным, неживым1.

Ученый утверждает: вред, наносимый психическому развитию маленького ребенка телевизором, сопоставим с вредом от курения во время беременности.

Так рисуют дети 5 и 6 лет

1/2
Те, кто смотрит телевизор менее часа в день.

Он мешает им сосредоточиться

Способность к обучению тоже страдает из-за пристрастия к экрану. Чем больше ребенок смотрел телевизор в раннем детстве, тем выше риск, что его успеваемость в школе оставит желать лучшего. И последствия будут долго напоминать о себе.

Так, новозеландские ученые провели исследование с участием тысячи человек, за которыми наблюдали в течение 30 лет2. Чем чаще человек смотрел телевизор в детстве, тем ниже был его образовательный уровень во взрослом возрасте.

Избыток аудиовизуальной стимуляции может, таким образом, провоцировать дефицит внимания, а в некоторых случаях и гиперактивность3.

Он нарушает их сон

Кошмары, затрудненное засыпание или ночные пробуждения после просмотра наблюдаются у всех — от малышей до подростков. Иногда их причина — атмосфера, в которой растет ребенок, но исследования говорят и о другом.

Так, 13-летние подростки, проводящие перед экраном по три часа ежедневно, испытывают заметные трудности со сном независимо от эмоциональной среды и социокультурного уровня4. И эти проблемы сохраняются до взрослого возраста.

Он способствует ожирению

Большинство детей, проводящих перед экраном более четырех часов ежедневно, более тучные, чем те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день. А те, кто сокращает просмотры, не меняя при этом рациона, теряют в весе5.

В чем тут дело? В недостатке физической активности и постоянном соблазне перекусить у детей, часами просиживающих перед экраном. В рекламе, пропагандирующей калорийную пищу. И в негативном влиянии телевизора на сон: недостаток сна непосредственно воздействует на механизмы пищеварения и усвоения жиров. Кроме того, дети привыкают к сидячему образу жизни, который сохраняется в будущем.

Много смотреть телевизор — вредно

Он развивает в них склонность к насилию

В Великобритании и США на протяжении почти 20 лет изучалась связь между злоупотреблением телевизором и ростом преступности. Выводы неутешительны для любителей триллеров и боевиков6.

Почему — позволяют понять современные методы визуализации мозга. Экранную сцену насилия мозг интерпретирует так же, как реальную: мы чувствуем тревогу, неуверенность, страх, а лимбическая система (регулирующая эмоции) включает рефлексы бегства или активности (агрессии).

Но если просмотр жестоких сцен становится регулярным, чувствительность к ним теряется. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам хладнокровно его воспроизводить. Чаще дети поступают так, когда теленасилие им кажется безнаказанным, а обидчик добивается своего.

Он меняет детское мировосприятие

Некоторая степень жестокости и несправедливости в телекартинках учит детей правильному отношению к негативным чувствам. Но избыток насилия может заразить их агрессией.

«Из-за острого чувства тревоги, которое вызывают сцены насилия, индивидуальное, личностное мышление заменяется групповым», — говорит французский психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон. Со всеми последствиями: стадный инстинкт, культ лидера, деперсонализация, активизация бессознательных инстинктов.

Показывать мультики следует не раньше трех-четырех лет, когда дети уже способны понимать несложный сюжет, ассоциировать себя с героем

Тревога порождает и страх перед взрослым миром, где каждый спешит проявить жестокость по отношению к окружающим, пока его не опередили. Так жестокость на экране способствует популяризации насилия в групповом сознании и препятствует в конечном счете личностному развитию ребенка, его способности мыслить самостоятельно.

«Смотрите вместе с детьми!»

«Мой ребенок смотрит только добрые мультфильмы!» Какими бы замечательными ни были мультфильмы или развивающие телепередачи, пользы от них мало, если дети смотрят на экран в одиночестве.

«Старайтесь до семи лет не оставлять ребенка один на один с телевизором, — говорит детский психолог Анна Бердникова. — Внимательно наблюдайте за его реакцией, поясняйте и комментируйте то, что происходит на экране. Слушая нас, дети учатся выражать свои ощущения. Это способствует пониманию увиденного и укрепляет доверие между родителями и детьми».

Показывать мультики следует не раньше трех-четырех лет, когда дети уже способны понимать несложный сюжет, ассоциировать себя с героем, примеряя его поступки на себя. («Я никогда не жадничаю, как этот медвежонок!»)

«Отвечайте на детские вопросы и спрашивайте сами («Почему клоун одну букву раскрасил красным, а другую зеленым?»), — советует Анна Бердникова, — иначе одно недопонимание повлечет за собой другое. То же относится и к детским развивающим телепередачам».

Много смотреть телевизор — вредно

Как защитить детей от телемании

Уберечь ребенка от телевизионной зависимости возможно. Нужно всего лишь проявить характер и немного здравого смысла, говорят эксперты: психолог Елена Смирнова, психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон и детский психолог Анна Бердникова.

  • Никакого телевизора до 1 года и не более 1 часа в день до окончания подросткового возраста. Такой жесткий режим рекомендует Американская академия педиатрии. Категорически не допускается телевизор в комнате ребенка, независимо от возраста.
  • Не включайте телевизор до ухода в школу. Дети перевозбуждаются от раннего телепросмотра и умственно раскисают чуть ли не на все утро.
  • Следите за тем, какие передачи смотрит ребенок и сколько времени проводит перед экраном. По данным разных исследований, дети, которые смотрят только образовательные программы, легче адаптируются в социуме, лучше успевают в школе и обладают более богатым словарным запасом. Так что все зависит от родителей — от их ответственности и авторитета.
  • Убеждайте личным примером. Родители, сами страдающие телеманией, вряд ли сумеют отучить от нее ребенка. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте — не только из-за вредного воздействия на мозг, но и потому, что привычки усваиваются рано.
  • Отдавая предпочтение дискуссии, тем не менее твердо говорите «нет». Например, следует помнить, что сцены насилия и жестокости в выпусках новостей и документальных сюжетах более травматичны, чем в игровых фильмах. Подростки, разумеется, будут требовать, чтобы родители им доверяли. Но доверять можно при условии, что ребенок соблюдает оговоренные ограничения.
  • Наблюдайте за тем, что взволновало ребенка, и говорите с ним об этом. Лучшее противоядие — воспитывать в ребенке правильное восприятие экранных изображений, посвящая его в технические подробности. Понимание, как создается телекартинка, позволяет при необходимости защититься от нее.

Сколько они смотрят телевизор?

По данным MediaScope в 2019 году, дети 11-17 лет в небольших городах смотрят телевизор почти в полтора раза дольше, чем их ровесники из мегаполисов.

66% всего населения России от 4 лет включали телевизор ежедневно в 2019. Дети от 4 до 17 лет тратили на просмотр в среднем 102 минуты в день. 97% детей смотрели телевизор хотя бы раз в месяц, 50% ежедневно.


1 Kinder- und Jugendarzt, 2006, vol. 37.

2 «Association of Television Viewing During Childhood with Poor Educational Achievement». Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 2005, vol. 159.

3 «Early Television Exposure and Subsequent Attentional Problems in Children». Pediatrics, 2004, vol. 113.

4 «Association Between Television Viewing and Sleep Problems During Adolescence and Early Adulthood». Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 2004, vol. 158.

5 «Relationship of Physical Activity and Television Watching with Body Weight and Level of Fatness Among». The Journal of the American Medical Association, 1998, vol. 279; R. Viner, T. Cole «Television Viewing in Early Childhood Predicts Adult Body Mass Index». The Journal of Pediatrics, 2005, Vol. 147.

6 «Television Viewing and Aggressive Behavior During Adolescence and Adulthood». Science, 2002, vol. 295, № 5564.