25 марта произошел пожар в кемеровском торговом центре «Зимняя Вишня». Точное число погибших не объявлено до сих пор, но уже известно, что среди жертв пожара много детей, которых родители привели в кино посмотреть мультфильм. Это страшное событие навсегда останется в нашей памяти, но речь сейчас не о том, «кто виноват» и «кого опять не накажут». Речь о человеческой реакции на горе, очевидное и несомненное для всех.
Кто-то целыми днями репостит в социальных сетях ужасающие подробности, непроверенные призывы к сбору денег и просто грустные посты с рассуждениями о произошедшем. Кто-то огрызается, что это спекуляция на горе. Кто-то недоволен, что его осуждают за веселые фотографии с недавнего праздника, и не считает нужным и уместным выразить сочувствие незнакомым пострадавшим.
Откуда такой разброс мнений и реакций в отношении, казалось бы, очевидного в своей трагичности события? Мы попросили поделиться своим мнением на этот счет психолога и психотерапевта Екатерину Михайлову.
Складывается ощущение, что у нас в стране просто нет культуры, традиции национального траура. Так ли это?
Екатерина Михайлова: Траур как культурный институт — это возможность присоединиться к искреннему глубокому горю: даже тем, для кого это всего лишь вопрос соблюдения приличий. Это соглашение, неписаный договор: процесс переживания горя нуждается в уважении, признании, тишине со стороны социума; должна быть и надежда, что когда придет час твоих испытаний, твое горе точно так же будет окружено уважительной тишиной. Но именно с соглашениями, согласием у нас очень все нехорошо обстоит.
Дума, отказавшаяся в свое время почтить минутой молчания смерть Гайдара, — это симптом. Я не сужу, я только пытаюсь понять — о чем это? И сегодня просто не могу себе представить, с кем должна случиться страшная трагедия, чтобы эта смерть не разделила нас, а заставила забыть обо всем разделяющем — и склонить головы, отдавая дань уважения.
Любая трагедия у нас оборачивается сведением счетов — вспомните, какая злоба выплеснулась «на полях» убийства Немцова. И все это в очередной раз заставляет думать о том, что американский психолог турецкого происхождения Вамик Волкан назвал «осложненным трауром». Наша культура в своем переживании бесконечных травм ХХ века, похоже, действительно «застряла» на одной из фаз горевания — фазе гнева. И бесконечно ищет неправых — или тех, чья смерть нас лично не касается.
Когда жизнь поворачивает нас лицом к ужасному, одна из типичных психологических защит — «это не на самом деле, так не бывает»
Старая пословица напоминает: «Перед Костлявой все равны». Но, кажется, именно этого равенства наше разделенное на группки, бесконечно противопоставляющее своих и чужих общество принять так и не готово. Принять, что любой из нас или наших близких мог бы оказаться на месте погибших. Потому что принять это — значит допустить, что «наши» и «не наши» одинаково уязвимы, несовершенны, уникальны, любимы своими мамами. И — смертны.
Почему, на ваш взгляд, руководители страны в очередной раз не сочли нужным публично выразить свои соболезнования по случаю трагедии?
Я совсем не могу судить о резонах первых лиц. Мы многого о них не знаем и не узнаем никогда — или очень долго. Но могу сказать одно: поведение «фигур власти и авторитета» — это ролевая модель вне зависимости от их личных качеств, от ситуации, вообще от всего. Если первые лица молчат и ведут себя так, как будто ничего не случилось, это четкий сигнал: вести себя можно и даже нужно именно так.
Ну, тогда не удивительно, что и остальные, «не первые лица» по-своему переводят это сообщение — и по-своему же себя ведут: так, как будто ничего не случилось. Однако беда в том, что и гневные комментарии по поводу молчания первых лиц — тоже симптом застревания в фазе гнева, тоже сведение счетов. Трагедия как повод в очередной раз размежеваться и разоблачить противника — это не так уж ново. Вспомните, как часто бывает, когда на поминках вспыхивает — или чудом гасится — скандал, неприкрытое противостояние: с обвинениями в бесчувственности, разумеется.
А что вообще вы можете сказать о противоречивой реакции на трагедию в социальных сетях?
Отношение к смерти — часть отношения к жизни. Есть пословица «Жить не умел — помирать не выучишь». Вот точно так — отчаянно, нелепо, обесценивая и забалтывая, обвиняя и купаясь в утешительном чувстве собственной правоты, а главное, веря, что все это не совсем по-настоящему и забудется через день-другой — люди обходятся в виртуальной реальности с чем угодно.
Если помните, 11 сентября 2001 года многие просто не поверили сначала, что ТАКОЕ может быть на самом деле: телерепортажи с места трагедии казались кадрами из какого-то апокалиптического кинофильма. Когда жизнь поворачивает нас лицом к ужасному, одна из типичных психологических защит — «это не на самом деле, так не бывает». В соцсетях все до какой-то степени «не на самом деле», как бы ни были они важны в жизни многих.
Простая и чудовищная в своей простоте мысль о том, что ты можешь перестать существовать в любой момент и это никак от тебя не зависит — слишком ужасна, чтобы принять ее спокойно. И бурная реакция в социальных сетях — это всего лишь попытка с ней справиться.