Своя атмосфера
Серия исследований, проведенных в 2019 году под руководством Дипайана Бисваса из Университета Южной Флориды, позволила проследить связь между выбором блюд и музыкой, которую мы в этот момент слышим. Прежде всего, выяснилось, что значимость «торговой атмосферы», которую создают естественный шум и фоновая музыка, в наши дни существенно возросла. Этот важный фактор отличает традиционную торговлю от онлайн-шопинга.
Но влияет ли фоновая музыка на покупательский выбор? Согласно результатам исследования, да. Ученые научно подтвердили то, что мы чувствуем интуитивно: при выборе пищи на наше подсознание воздействуют различные триггеры: от рекламы и советов по сбалансированному питанию до способа подачи всей этой информации.
Один из экспериментов касался темы ужина и влияния окружения на потребление нами пищи. Значимыми факторами оказались запахи, освещение, декор ресторана и даже размер тарелок и цвет папки со счетом. А еще — то, что присутствует практически в любом общественном месте. Музыка.
Звук, стресс и питание
Команда Бисваса изучила эффект, который на наш выбор продуктов оказывают звук фоновой музыки и естественные шумы. Оказалось, тихие звуки способствуют покупке здоровой еды, а громкие — нездоровой. Все дело в повышении уровня возбуждения организма как реакции на звук и шумы.
Влияние громкости на выбор полезной или неполезной еды прослеживалось не только там, где люди обедают или покупают что-то одно — например, сэндвич, — но и при массовых закупках в гипермаркетах. Как это работает? Все дело в стрессе. Отталкиваясь от того факта, что громкие звуки повышают уровень стресса, возбуждения и напряжения, а тихие способствуют релаксации, стали проверять влияние различных эмоциональных состояний на выбор пищи.
Громкая музыка повышает стресс, что приводит к нездоровому питанию. Знание об этом требует тренировки самоконтроля
По наблюдениям, повышенный уровень возбуждения толкает людей к продуктам, в которых содержится много жиров и энергии, и к не слишком полезным снекам. В целом, если человек огорчен или зол, из-за потери самоконтроля и ослабления внутренних ограничений он скорее выберет нездоровую пищу.
Многие склонны «заедать стресс», для них это способ успокоиться. Команда Бисваса объяснила это тем, что жирная и сладкая пища может уменьшать стресс и возбуждение. Не стоит забывать и о продуктах, от потребления которых мы получаем особое удовольствие и с которыми связаны позитивные ассоциации. Чаще всего речь идет о нездоровой еде, в силу привычки помогающей снижать уровень физиологического напряжения.
Как бы то ни было, громкая музыка повышает стресс, что приводит к нездоровому питанию. С учетом того, что во многих заведениях уровень звука достаточно высокий, подобная информация может оказаться важной для тех, кто придерживается здорового образа жизни. Но знание об этой взаимосвязи потребует дополнительной тренировки самоконтроля.
Громкая музыка — повод отложить вилку
Музыка в заведениях общепита с каждым годом становится все громче, и Бисвас с коллегами нашли этому подтверждения. Например, в Нью-Йорке более чем в 33% заведений замеренная громкость музыки была настолько велика, что появился законопроект о ношении сотрудниками во время работы специальных берушей.
Тот же тренд исследователи проследили и в американских фитнес-центрах — музыка в тренажерных залах становится все громче. Что интересно, в Европе идет обратный процесс — уменьшение громкости музыки в торговых центрах.
Вывод из данных: рестораны могут использовать информацию о том, как окружение влияет на потребителя. А потребитель, в свою очередь, может помнить о «бессознательном выборе», продиктованном не его истинным желанием, а, к примеру, громкостью звука. Результаты исследования Дипайана Бисваса — музыка для ушей тех, кто заинтересован в здоровом образе жизни. Ведь теперь у нас есть знание, которое может стать первым шагом к правильному питанию.