Картинка в газете парадоксальна: на ней изображен человеческий глаз, из которого вытекает слеза, превращаясь в кулак. Это, по мнению американского психолога Агнешки Голек де Завала, отличная иллюстрация или метафора состояния тех избирателей Трампа, которых она назвала «коллективными нарциссами». Их обида привела к мести.
Когда Дональд Трамп выиграл президентские выборы в 2016 году, у психолога появилась догадка. Она считала, что у Трампа есть два предвыборных обещания, на которых он может сыграть: «сделаем Америку вновь великой державой» и «поставим ее интересы на первое место». Насколько эта гипотеза верна?
В 2018 году Агнешка Голек де Завала провела исследование, опросив 1730 респондентов в США, голосовавших за Трампа. Исследователь хотела выяснить, какие убеждения сыграли главную роль в их выборе. Как и ожидалось, крайне важными оказались такие характеристики избирателей, как пол, цвет кожи, отношение к расизму и социально-экономический статус. Но это еще не все: многими двигала обида. Избирателям Трампа было больно оттого, что репутация США как великой державы во всем мире сильно пострадала.
Что общего между футболом и Брекзитом?
Голек де Завала называет людей, которые придают такое значение репутации своей страны, коллективными нарциссами. Психолог обнаружила коллективный нарциссизм не только среди сторонников Трампа, но и среди других респондентов в Польше, Мексике, Венгрии и Великобритании — например, среди сторонников Брекзита, которые отвергли Европейский союз, поскольку тот «не признает особого положения Великобритании и оказывает вредное влияние на британскую политику». Кроме того, они видели в мигрантах угрозу для целостности страны.
Исследовательнице удалось обнаружить коллективный нарциссизм даже у футбольных фанатов и членов религиозной общины, а значит, речь, видимо, идет не только о нации, но и о способе идентификации с какой-либо группировкой. Этот феномен давно знаком социальным психологам.
Что обидно нарциссу, не обидно националисту
Открытие Голек де Завала, по ее мнению, — не свойство личности, а скорее жесткое убеждение: коллективные нарциссы считают свою группу чем-то совершенно исключительным, что заслуживает особого обращения и постоянной высокой оценки. Неразрывно связана с этим и вторая часть убеждений: их группа якобы систематически недооценивается, игнорируется и необоснованно критикуется другими — независимо от того, как на самом деле выглядит страна или сообщество.
Делать страну, футбольную команду, религиозную общину особенной для коллективных нарциссов может что угодно: военная сила, экономическая мощь, демократия, религиозность, успех. С точки зрения коллективных нарциссов крайне важно, чтобы эта исключительность не подвергалась несправедливой критике, ведь она воспринимается как личное оскорбление — группа расценивается как часть собственной идентичности.
В отличие от патриотов или националистов, такие люди страдают от долгой обиды за свою страну или группу. Националисты и патриоты, тоже считая свою страну или группу лучшей, не обижаются, если кто-то высказывает к ней неуважение.
По словам Голек де Завала, коллективные нарциссы страдают от продолжительной боли за страну: они не только болезненно реагируют на критику или видят невежество там, где его нет, но и стараются не замечать фактические «проступки» своей страны или сообщества, к которому принадлежат.
Ахиллесова пята обиженного избирателя
Чувство обиды влечет за собой неприятные последствия: желание защититься и отомстить. Поэтому коллективные нарциссы часто поддерживают политиков, которые готовы прибегнуть к военным средствам, чтобы защитить якобы недооцененную страну, и обещают усложнить жизнь предполагаемым противникам в своей стране — например, мигрантам.
Кроме того, у коллективных нарциссов очень узкое представление о том, кого считать «настоящим» гражданином страны. Как это ни парадоксально, многие из них вообще не чувствуют себя лично связанными с тем сообществом, которое идеализируют. Кажется, что принадлежность и идеализация взаимно исключают друг друга. Популисты в политике могут очень легко инициировать и использовать в своих интересах эти чувства обиды.
Исследовательница подчеркивает важность того, чтобы люди ощущали себя комфортно в своих сообществах или командах, чувствовали себя принадлежащими к единому и большому кругу людей, а также могли что-то делать для других членов группы.
Если же рассматривать феномен коллективного нарциссизма шире, можно прийти к выводу, что везде, где есть группа людей, объединенная одним пространством, переживанием или идеей, все ее участники должны быть вовлечены в коммуникации и общее дело.