Мы часто слышим про плохих отцов. Они издеваются над детьми, бросают их на произвол судьбы, не заботятся о них надлежащим образом, а иногда даже убивают. Сенсационные заголовки в желтой прессе могут создать впечатление, что все отцы плохи. Разумеется, это не так.
К сожалению, мы редко обращаем внимание на прекрасных отцов, а иногда даже записываем их в плохие за единственный мелкий проступок. Но хороших отцов, которые чутки и внимательны к детям и понимают, какие этапы малыши проходят в своем развитии, тоже немало.
Они всегда поддерживают ребенка в процессе перехода на новый этап жизни, и в горестные, и в радостные моменты. И, что важнее всего, они умеют о нем заботиться, не лишая его самостоятельности. Здесь важно найти правильный баланс.
Психотерапевт Кристин Хаммонд уверена, что отцам стоит внимательно присмотреться к восьми стадиям психосоциального развития, которые открыл психолог Эрик Эриксон.
Доверие или недоверие (от рождения до года)
В этот период мать еще кормит малыша грудью, поэтому отцу труднее установить с ним контакт, но он все равно может устанавливать доверительные отношения — разговаривая с младенцем, нянча его и меняя ему подгузники.
Возникает сильная позитивная привязанность, благодаря которой ребенок может чувствовать себя в безопасности, зная, что все его физические, психологические и эмоциональные потребности удовлетворены. Поскольку малыш еще не способен сам о себе позаботиться, его нужды и потребности удовлетворяют родители (или те, кто их замещает).
Успешное завершение этой стадии развития вселяет надежду на будущее.
Автономия или стыд и сомнения (от 1 до 3 лет)
В этот период у ребенка появляется желание экспериментировать и пробовать что-то новое, он учится ходить, говорить, пользоваться туалетом, есть твердую пищу. Отец, позволяющий ребенку развиваться без гиперопеки, помогает ребенку становиться смелым и решительным.
Вторая стадия значительно отличается от первой тем, что родители уже не удовлетворяют все потребности ребенка, а позволяют ему начинать делать это самостоятельно.
Успешное завершение этой фазы развития дает ребенку возможность ощущать себя личностью.
Инициатива или чувство вины (от 3 до 5 лет)
В эти годы бурно развиваются моторные навыки — ребенок учится кататься на трехколесном велосипеде, самостоятельно одеваться, бросать мяч. Он постоянно играет, используя фантазию, сам создает правила и цель игры. Отцы, которые восхищаются этой игрой воображения и сами охотно играют с ребенком, помогают ему развивать творческие способности и целеустремленность.
Гиперопека, которая была уместна ранее, теперь вызывает недовольство ребенка.
Трудолюбие или ощущение неполноценности (от 5 до 12 лет)
Это самое продуктивное время для обучения, мозг ребенка в этом возрасте впитывает знания словно губка. Дети поглощают огромные объемы информации и с готовностью ее воспроизводят. У отцов, поощряющих обучение, вырастают дети, знающие цену своим способностям.
Да, отвечать на бесконечные «почему» бывает утомительно, но хорошие отцы понимают, насколько важны для ребенка знания, позволяющие ему ощущать себя компетентным.
Собственная идентичность или сомнения в себе (от 12 до 18 лет)
В начале этого периода развиваются навыки критического мышления. Отцу может быть непросто привыкнуть к тому, что он больше не самый важный человек в жизни ребенка (подросток может даже считать родителей дураками).
Но лучшие отцы способны без осуждения и давления дать ребенку возможность пересмотреть свои взгляды на жизнь, тем самым помогая ему понять, кто он такой, сформировать собственную идентичность. Это очень сложная задача, к которой далеко не все родители готовы, и поэтому во многих семьях возникают такие сложности с воспитанием детей-подростков.
Кристин Хаммонд полагает, что у нынешнего поколения эта фаза продолжается дольше — не до 18 лет, а до 21 года. Только тогда у современного молодого человека формируется собственная идентичность.
Близость с другими или изоляция (от 18 до 30 лет)
Невозможно достичь настоящей душевной близости с другим человеком, не выработав собственную идентичность. По мере взросления ребенок естественным образом все больше отдаляется от родителей. К сожалению, в современном мире этого зачастую не происходит, и предыдущая фаза затягивается слишком надолго.
Отцы, которые заботятся о своевременном развитии своего ребенка, способны мягко, без насилия, помочь ему «выпорхнуть из гнезда» и найти себя в обществе.
Творчество или стагнация (от 30 до 60 лет)
На этой стадии жизни отец уже не может учить сына или дочь, а может только показывать им что-то своим примером. Хорошие отцы постоянно развиваются, достигают профессиональных успехов и активно участвуют в общественной жизни. Они трудолюбивы и интересуются карьерой своих детей.
Они не сравнивают детей друг с другом, признавая право каждого на свой уникальный жизненный путь.
Цельность и достоинство или отчаяние (от 60 лет до конца жизни)
Мудрость приходит с возрастом, и хорошие отцы охотно делятся своим опытом и наблюдениями. Они не навязчивы и дают советы, только когда их прямо об этом просят. Они не судят своих взрослых детей за ошибки и гордятся их достижениями.