Поддерживайте устойчивую положительную самооценку
Не ставьте в пример других детей, сравнивать ребенка можно только с его собственными достижениями. Отмечайте все успехи. Но когда необходимо похвалить или сделать замечание, нужно оценивать не самого ребенка, а комментировать поступок.
Похвала должна быть конкретной. Например, если вам понравился рисунок сына, не ограничивайтесь фразой: «Ты молодец!» В данном случае важно отметить старания, усидчивость или выбор цветов. Если же вы недовольны поступком, не говорите: «Ты плохой!» Озвучьте, что именно вам не понравилось, вместе попробуйте понять причины произошедшего и найти пути выхода из сложившейся ситуации. Тогда ребенок сможет лучше разобраться в проблеме, оценить свой вклад в нее и подумать о том, что можно изменить в дальнейшем.
Взаимоотношения с учителем — важный элемент успешной адаптации
Педагог для учеников младших классов — непререкаемый авторитет. Если вы в чем-то не согласны с учителем, воздержитесь от негативных высказываний в присутствии ребенка. Замечания учителя воспринимайте спокойно, вниманательно отнеситесь к тому, что о них говорит ребенок. Помогите ему осознать свои чувства по этому поводу: «Похоже, тебя это огорчило (обидело, разозлило)», и выразить их. Объясните, что педагог сделал замечание не для того, чтобы обидеть, а для того, чтобы помочь стать лучше. Можно задать вопрос: «Что бы ты сделал на месте учителя?» и обсудить ответ.
Не задавайте слишком много вопросов о школе
Родители часто жалуются, что ребенок не рассказывает о себе. На вопрос, что произошло за день, отвечает: «Не помню».
Важно дать ребенку некоторое время для отдыха, тогда он с большей охотой поделится новостями
Дело в том, что взрослые часто задают детям слишком много вопросов. Если вы понаблюдаете за собой, то, скорее всего, обнаружите, что тоже делаете это. Каждый вопрос должен предполагать максимально развернутый ответ, а не превращаться в допрос.
Например: «Что тебе больше всего запомнилось сегодня?», «Что показалось самым интересным (скучным) в течение дня?», «Что бы ты рассказал друзьям?».
И даже в этом случае будьте готовы к тому, что дети могут не сразу удовлетворить ваше любопытство. В ответ попробуйте спокойно сказать: «Я вижу, что сейчас ты не хочешь общаться по поводу школы, но я буду готов(а) выслушать тебя, когда ты сам этого захочешь». Важно дать ребенку некоторое время для отдыха, тогда он с большей охотой поделится новостями.
Создавайте условия для общения со сверстниками
Проще установить контакт с тем, с кем есть общие интересы. Средой, в которой ребенку будет легче найти новых друзей, могут стать различные кружки и секции. Часто они проводятся как в самой школе, так и за ее пределами.
Приглашайте друзей и одноклассников ребенка в гости. Можно специально организовать праздник или устроить вечеринку по поводу дня рождения сына или дочери. Весело проведенное время и положительный опыт взаимодействия заметно укрепят дружбу.
Но не обязательно устраивать грандиозные события и праздники, чтобы дети могли просто поиграть вместе после школы. Если они не могут занять себя сами, то вы можете стать инициатором любой детской дворовой игры. От вас потребуется собрать детей в кружок, объяснить правила и, после того как контакт между участниками будет установлен, удалиться. Дальше дети смогут справиться сами. Ведь зачастую они не играют вместе не из-за стеснительности, а потому что не знают подходящих игр. Ваша задача — восполнить этот пробел.
Позвольте ребенку получить разнообразный опыт взаимодействия с другими детьми и не выбирайте за него друзей. Поощряйте самостоятельность в общении. Хвалите его за смелость, доброжелательность, инициативность, щедрость, стремление помочь.
Что делать, если ребенок стеснительный?
Если ваш ребенок стесняется подойти первым познакомиться или просто не знает, как это сделать, используйте в качестве помощника игру.
Ваша главная задача — научить детей в самой сложной и неприятной ситуации видеть хорошее
Например, вы можете организовать игру «Знакомство». Выбрав несколько персонажей, смоделируйте ситуацию и передайте ребенку опыт знакомства с новыми людьми. Потом предоставляете ему возможность самому стать инициатором общения.
Если ребенок тревожен или застенчив, предложите ему представить себя в роли любимого героя, самого смелого одноклассника или в роли ребенка, у которого больше всего друзей в классе. Попросите юного актера изобразить характерную позу, жесты, мимику, тон выбранного прототипа. Обсудите, понравилось ли ему чувствовать себя уверенным, активным, смелым. Попросите запомнить полученные ощущения.
Разыгрывайте сценки знакомства, ответа у доски, игры на перемене, выступления на концерте, закрепляя полученный опыт. Отыграв новое поведение в безопасной ситуации, в окружении любящих его взрослых, ребенку будет проще использовать этот опыт и за пределами семьи.
Ваша главная задача — научить детей в самой сложной и неприятной ситуации видеть хорошее, ведь мир не черный и не белый, он состоит из полутонов.
Об авторе
Ольга Рагулина — педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра ТО «Крылатское».
Об авторе
Ольга Сизова — педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра ТО «Крылатское».