Видеоинтервью — не новый формат: руководители и сотрудники, участвующие в процессе отбора, сейчас нередко находятся в разных городах и странах, а собеседование «по удаленке» экономит время и дает больше гибкости. По данным исследования, проведенного сайтом для профессионалов в сфере HR hr.com, еще в 2018 году 62% работодателей с более чем 1000 сотрудников проводили интервью по видеосвязи.
Такие собеседования лишены эффекта личного контакта и требуют дополнительных навыков. Ниже — шесть несложных рекомендаций, которые помогут успешно подготовиться к онлайн-встрече с потенциальным работодателем и почувствовать себя во время нее максимально уверенно.
Организуйте пространство
В первую очередь важно найти удобное для вас место, где есть стабильная связь и никто вас не побеспокоит. Если вы будете проходить интервью из дома, предупредите близких о запланированном собеседовании, а у интервьюера заранее уточните, сколько приблизительно потребуется времени.
Не переживайте, если вдруг во время онлайн-встречи в кадр попал ребенок или в экран заглянул кот, — помните, что интервьюер сейчас в такой же ситуации.
Бывают исключительные случаи: кандидаты проходят собеседования в машине или в аэропорту. Однако таких обстоятельств лучше избегать. Если у вас нет других вариантов, лучше сказать об этом интервьюеру заранее.
Найдите правильное освещение
При подготовке к онлайн-собеседованию нужно обратить внимание на освещение. Оно может как преобразить вашу внешность, так и исказить до неузнаваемости. Лучше всего расположиться напротив окна, тогда свет будет равномерно падать на ваше лицо. Не стоит садиться спиной к источнику освещения — собеседник будет видеть только ваши очертания. Можно заранее включить камеру и посмотреть, с какой стороны лучше всего падает свет.
Поэкспериментируйте с ракурсом, установите камеру так, чтобы и вам, и вашему собеседнику было комфортно общаться: вам должно быть удобно смотреть в монитор, а интервьюеру нужно видеть не только ваш подбородок или лоб.
Фон лучше найти светлый и нейтральный. Современные приложения для связи облегчили задачу: в приложении Zoom есть возможность загрузить и установить любую картинку, а в Skype и Microsoft Teams можно включить функцию «размытие фона» или использовать один из готовых шаблонов.
Не забывайте про дресс-код
Даже если вы пока не планируете идти на встречу с работодателем в офис, о соответствующей одежде все равно забывать не стоит. В этом вопросе лучше всего руководствоваться стилем и цветовой гаммой одежды по аналогии с фотосессией: отдайте предпочтение однотонным вещам, в которых вы себе нравитесь, чувствуете себя презентабельно и профессионально.
Старайтесь учитывать корпоративную культуру организации, а если вы ее знаете не очень хорошо, придерживайтесь стиля бизнес-кэжуал (повседневный стиль одежды с акцентом на удобство и практичность, характеризуется сочетанием классики и демократичности) или смарт-кэжуал (более свободный офисный стиль по сравнению с бизнес-кэжуал, элегантная повседневность).
Старайтесь подобрать одежду так, чтобы цвет рубашки или пиджака отличался от фона, иначе вы можете «потеряться», изображение будет не таким качественным.
Проверьте технику
Банальный, но крайне важный пункт. Иногда в самые ответственные моменты «зависает» компьютер, звук расходится с изображением, не открывается приложение, разряжаются беспроводные наушники. Рекомендую за 10 минут до встречи перейти по ссылке для интервью, проверить соединение и все настройки.
По возможности сохраните заранее номер телефона вашего интервьюера, чтобы связаться с ним, если возникнут проблемы.
Если вы пользуетесь беспроводными наушниками, держите под рукой проводные в качестве запасного варианта. Хорошо также положить поближе зарядку от ноутбука или планшета. Это поможет свести к минимуму неожиданные ситуации, которые добавляют неловкости и стресса.
Уверенность в правильной работе техники позволит сосредоточиться на том, что действительно важно, — на презентации себя и своих компетенций. Когда интервью проходит без технических сбоев, работодатель понимает, что кандидат ответственно подошел к делу.
Подготовьте план своей презентации и вопросы работодателю
Успех интервью во многом зависит от подготовки, которая помогает чувствовать себя уверенно и собранно. Продумайте и напишите, что вы хотели бы рассказать о своем опыте, на каких успехах и профессиональных вызовах сделать акцент.
Подготовьте вопросы работодателю — это еще раз продемонстрирует ваш интерес к компании. В презентации лучше опираться на результаты, приводить больше цифр, конкретных примеров.
Преимущество онлайн-интервью в том, что вы можете держать свои записи перед собой. Если ваша профессия предполагает портфолио, подготовьте его заранее в таком формате, чтобы им удобно было поделиться онлайн.
Будьте открытыми и вовлеченными в диалог
Постарайтесь чувствовать и держать себя естественно, как если бы вы находились в одной комнате с работодателем. Жестикулируйте, если это вам свойственно, демонстрируйте свои эмоции, энергию и мотивацию.
Важно помнить: даже если по одной вакансии вам не пришел оффер или вы не сошлись в условиях, в этой компании могут возникнуть и другие, более подходящие вам позиции. Вот почему всегда полезно оставлять о себе хорошее впечатление.
Интервью — это всегда интересно. Это возможность самостоятельно узнать многое о компании, решить, хотели бы вы стать ее сотрудником или нет. Это шанс сделать шаг на пути к новой карьере, понять, какие компетенции востребованы в данной организации и насколько вы ценитесь как кандидат.
Об авторе
Александра Кукина — специалист по подбору персонала компании Philips в России и СНГ.