Сейчас важно сохранять трезвость ума, оценивать и анализировать ситуацию, не поддаваясь панике. Для начала просто понаблюдайте за тем, что происходит в вашей профессиональной сфере.
В текущих условиях даже HR-эксперты на консультациях уточняют, что их советы актуальны лишь в течение суток — после все может поменяться. А значит, сейчас сложно делить карьерные решения на «правильные» и «неправильные». Для каждого оно будет свое.
Идем от оценки текущей ситуации
Рынок труда молниеносно реагирует на любые кризисные потрясения. И здесь важно уметь критически оценивать каждое свое действие в рамках плана по карьерному развитию. Тогда у вас появится возможность сконцентрироваться на новых возможностях.
Начнем с анализа ситуации. Как ваша сфера ведет себя в кризис? Как внешнеэкономические факторы влияют на конкретно вашего работодателя? Как ситуация воздействует на ваши карьерные цели? Как только вы ответите на эти вопросы, переходите к конкретным действиям.
Например, вы сотрудник в туристической фирме. По 2020 году стало понятно, что эта сфера — одна из самых неустойчивых. Если вас подобные условия вгоняют в стресс и вам хочется больше стабильности, то не затягивайте с выходом на рынок.
Чек-лист:
обратите внимание на свой набор навыков;
выпишите свои профессиональные качества и компетенции;
определите, на какую должность вы можете претендовать в сложившейся ситуации (горизонтальный или вертикальный рост).
Также ситуация может выглядеть следующим образом: сфера работы вас полностью устраивает — она стабильна, есть возможности для роста. Но вот конкретно ваша профессия оказалась под ударом. Например, вы Instagram-маркетолог (запрещенная в России экстремистская организация). Вам нравится маркетинг, и вы не хотите уходить в другую сферу деятельности. Здесь к критической оценке подключайте гибкость мышления. Важно быстро адаптироваться под запуск альтернативных площадок и понять, каким способом вы можете «добрать» необходимые для работы навыки. Сегодня это можно сделать дистанционно на образовательных платформах.
Но для каждого случая я хотела бы дать один общий совет: не принимайте быстрых решений, важен комплексный подход. Задайте себе вопрос: что сейчас происходит в моей компании? Может быть, нужно уделить больше внимания решению текущих операционных задач, принести заметную пользу команде, оказать поддержку смежным функциям? Что поможет вам проявить себя в качестве антикризисного сотрудника?
Следующим шагом оцените свои карьерные цели, подумайте, как их можно скорректировать и адаптировать к текущей ситуации.
Что происходит на рынке?
Разумеется, востребованной отраслью остается IT. На первом месте по количеству вакансий позиции во фронтенде, а самыми востребованными языками программирования остаются Java, PHP и Python. В Skillbox мы наблюдаем повышенный интерес пользователей к курсам «Инженер по тестированию» и «Специалист по кибербезопасности». Может показаться, что большинство компаний рассматривают кандидатов только уровня «миддл» (менеджер) и «синьор» (старший менеджер), но это далеко не так. С учетом перестановок на рынке труда (в частности географических) для «джунов» (начинающих специалистов) открывается еще больше возможностей, что является следствием обострения дефицита IT-кадров и появления новых задач по разработке альтернативного софта. Так что если вы давно хотели, но не решались попробовать себя в этой сфере, сейчас самое время.
Если отойти от всесторонне обсуждаемой сегодня IT-отрасли, то спрос растет сегодня также на креаторов
Бренды будут бороться за внимание аудитории на ограниченном количестве ресурсов и каналов. Выиграют те, кто будет показывать запоминающийся, эмоциональный, яркий контент. Такая тенденция открывает возможности для фотографов, видеографов, видеомонтажеров, стилистов, дизайнеров и копирайтеров.
Отдельным пунктом выделю специальности, которые растут именно в ситуации кризиса. Сейчас мы видим определенный интерес работодателей к соискателям, имеющим опыт преподавания в языковых школах. Сервисы психологической поддержки набирают сильные команды психологов, коучей, сотрудников клиентского сервиса. Для вчерашнего студента или начинающего психолога это отличная возможность для старта: можно приобрести базу лояльных клиентов и закрепить приобретенные на учебе навыки. Для более опытных специалистов — это возможность «прокачать» личный бренд.
Принимаем взвешенное решение
В завершение повторюсь, что главное сейчас — принимать решения взвешенно. Если в вашей компании не происходит оптимизация штата, вашу отрасль не трясет и вас устраивает текущая зарплата, подумайте, действительно ли стоит делать активные шаги. В этот период вы можете сместить фокус внимания и уделять больше времени качественному выполнению своих задач, обучению.
Если же вы все-таки по каким-либо причинам решите менять специальность, в первую очередь проанализируйте, какими конкурентными преимуществами вы обладаете.
Руководитель группы карьерного консультирования Центра карьеры Skillbox