Социально-эмоциональное воспитание помогает детям развивать способности в пяти сферах:
- осознание самого себя;
- самоуправление;
- социальная осознанность;
- коммуникативные навыки;
- принятие ответственных решений.
Поэтому дети с высоким эмоциональным интеллектом достигают больших академических результатов, чаще самостоятельно поступают в вузы, испытывают меньше тяги к дурным привычкам, а самое главное, чаще чувствуют себя счастливыми.
И чтобы развить его, достаточно прибегнуть к 4 простым приемам.
1.Не бойтесь проявлять положительные эмоции
Эмоции — сигнал, который помогает окружающим понять наше состояние и мнение относительно того, что происходит. С возрастом мы зажимаем себя, стараясь проявлять сдержанность. Для взрослого человека такое поведение — осознанный выбор. Ребенок пока не умеет контролировать эмоции и только копирует родительскую модель. Порадуйтесь искренне и шумно успехам ребенка. Даже если устали или думаете о проблемах на работе, сделайте усилие, улыбнитесь и обнимите ребенка.
2.Озвучивайте собственные эмоции
Люди в разной мере обладают умением «считывать» чужие эмоции. А ведь они далеко не всегда бывают простыми: иногда в нас смешивается грусть и облегчение, гордость и стыд. Проговаривая свои эмоции и состояния, мы помогаем детям понять нас: «Хотя я сейчас очень злюсь, что ты прогулял школу, но прежде всего мне очень грустно. Я переживаю за твое будущее».
Но стоит быть осторожным и отсекать крайности — даже если мы «до смерти разочарованы», сообщать об этом в такой формулировке ребенку не нужно.
Книга на тему
Михаил Яснов
«Большая книга эмоций»
На каждом развороте этой книги описана какая-то узнаваемая ситуация, вызывающая разные эмоции — радость, недоверие или грусть.
3.Интересуйтесь эмоциональным состоянием ребенка
Дети, которые чувствуют искренний интерес к себе, более открыты и мотивированы. Спрашивая, как прошел день, акцентируйте внимание на эмоциях ребенка: что он чувствовал в те или иные моменты? Постарайтесь понять переживания ребенка и проявить эмпатию, даже если кажется, что произошедшее не повод для грусти или радости.
4.Демонстрируйте принятие
Признайте внутренне, что все эмоции и чувства ребенка имеют право на существование. И именно это надо показывать ребенку: «Да, ты имеешь право злиться на меня. Мне искренне жаль. Давай поговорим о том, как исправить эту ситуацию?»
Об авторе
Татьяна Киселева - психолог, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка Международного центра «КТК».