Когда у 5-летней Кати выпал первый молочный зуб, она горько расплакалась. Родители пытались ее успокоить: «Это же здорово! Значит, ты совсем скоро станешь взрослой». «Не хочу быть взрослой, — рыдала девочка. — Не хочу до ночи работать, как вы!»
А 13-летнего Антона привел на прием к психологу папа. «Мой сын бросил все: он занимался музыкой и карате, неплохо играл в шахматы, — рассказал отец, — а тут вдруг заявил, что ничего больше делать не хочет и год будет лежать на диване».
9-летние близнецы Настя и Никита (школа, английский, испанский, танцы, плавание и театральная студия) по воскресеньям не дают прохода родителям: «Мама, нам скучно. Мама, скажи, что бы нам поделать?»
Катя, Антон и Настя с Никитой оказались заложниками взрослой системы ценностей: желая дать своим детям как можно больше, родители так тщательно распланировали их время, что не оставили им ни секунды на собственные желания, а значит, на игры и мечты.
Почувствовать ход времени
Играя и мечтая, ребенок познает мир. Но помимо этого в игре он учится чувствовать время, и без этого чувства любое расписание навсегда останется для него пустой формальностью.
«Пожалуй, только гуляя по парку с коляской, я вдруг по-настоящему почувствовала, как идет время, — признается Катя, мама двухлетней дочки. — Я хочу, чтобы Анюта видела, как зиму сменяет весна, как живут деревья и травы, поэтому мы стараемся гулять с ней побольше. А в детской на подоконнике мы устроили маленький огород и смотрим, как растут петрушка и укроп».
Дети, выросшие в деревне, знают о времени больше, чем дети городские. Время для них наглядно: вот столько нужно, чтобы пророс посеянный лук, а столько — чтобы созрели помидоры и яблоки.
«Конечно, современные фермеры и не думают читать своим детям пространные лекции о сроках полевых работ. Не делали этого и наши предки-крестьяне. Дело в другом: дети, живущие в сельской местности, постоянно вовлечены в определенный ритм, обусловленный самой природой, и потому почувствовать ход времени им гораздо легче. А городским родителям приходится учить этому детей специально», — поясняет психофизиолог Дмитрий Колесов.
Начинать он советует с простого: когда мама собирается отлучиться, она может показать на часах, где будут стрелки к моменту ее возвращения. Но, чтобы ребенок научился смотреть в будущее с оптимизмом, ей следует непременно сдержать обещание и вернуться в условленное время.
Знакомить детей надо не только с минутами и секундами, поэтому педагог Константин Сумнительный рекомендует завести календарь, на котором число, месяц и год надо выставлять вручную. Сначала даты меняют родители, но примерно к четырем годам дети начинают интересоваться календарем и привыкают делать это самостоятельно — так время становится для них реальным. «Завтра» — это уже не просто абстрактное слово, но вполне конкретная, почти осязаемая вещь, связанная с новым числом на домашнем календаре.
Мы воспринимаем время по-разному
У взрослых и детей время течет с разной скоростью. «Обменные процессы в организме ребенка происходят очень быстро, а это означает, что каждый его час более наполнен событиями, чем час взрослого, — поясняет психофизиолог Татьяна Цехмистренко. — С возрастом обменные процессы замедляются, и мы ощущаем, как наше время начинает бежать все быстрее».
Для многих детей лет до 12 категории будущего и прошедшего времени просто лишены смысла. Выдающийся швейцарский психолог, автор операциональной концепции интеллекта человека Жан Пиаже утверждал: только к этому моменту мозг детей созревает настолько, что они приобретают способность мысленно соотносить прошлое, настоящее и будущее.
Осознать, что происходит
«Зачем я делаю то, что делаю?» — ответ на этот вопрос важен для человека любого возраста. Не отдавая себе отчета в том, на что и с какой целью расходуется время, мы едва ли сумеем выдержать напряженный график, в котором практически все мы живем.
Многим знакома сцена: раннее утро, мама пытается одновременно закончить дела по дому, выпить чашку чаю — быть может, первую и последнюю за день — и помочь сыну или дочке собраться в детский сад или школу. В этой ситуации от фраз «Давай быстрее! Не копайся!» удержаться непросто.
Но ребенку еще труднее: он не понимает смысл происходящего. Почему его так торопят? Почему нельзя досмотреть картинки в книжке? Почему сердится мама? Образуется порочный круг: малыш начинает нервничать, темп сборов окончательно падает, и мама раздражается еще больше.
Ребенок, которого все время торопят и не объясняют причины спешки, привыкает подчиняться и даже не пытается планировать будущее
«Каждый процесс можно разделить на три этапа, — поясняет психотерапевт Наталья Кедрова. — Сначала мы ориентируемся в ситуации, потом начинаем двигаться к цели и наконец анализируем и усваиваем полученный опыт. В отношениях с ребенком проблема чаще всего в том, что взрослый зачастую «проскакивает» первый этап: он-то уже сориентировался и начал действовать, а теперь подгоняет ребенка, забывая, что тот отстает от него на шаг».
Все мы, а дети особенно, не любим совершать действия, смысла которых не понимаем. Для ребенка, вынужденного постоянно подчиняться никак не аргументированным требованиям взрослых, время — непостижимое и почти всегда враждебное — становится источником постоянной тревоги. И самый простой способ избавиться от нее — механически исполнять команды старших, стараясь как можно меньше вникать в их суть.
«Ребенок, которого все время торопят и мало объясняют причины спешки, привыкает подчиняться обстоятельствам и даже не пытается планировать свое будущее: все равно оно зависит не от него, — продолжает Наталья Кедрова. — Есть риск, что, повзрослев, такой ребенок с трудом сможет принимать самостоятельные решения».
Помогать, но не критиковать
Мы хотим, чтобы дети успевали многое — для их собственного блага, разумеется. Таким образом мы готовим их к той жесткой конкуренции и предельной загруженности, с которыми им предстоит столкнуться во взрослой жизни. Дети же будто нарочно тормозят в самых простых делах: часами собираются на прогулку, бесконечно сидят за уроками... Что это — результат детской неорганизованности?
Психофизиолог Татьяна Цехмистренко объясняет: «Дети обретают способность самостоятельно планировать время не раньше девяти лет — лишь к этому моменту у них начинают созревать зоны мозга, ответственные за волевую регуляцию деятельности. А до этого им в самом деле трудно держать в голове, что и в каком порядке они должны сделать. Многие и в 12 лет по-прежнему нуждаются в помощи».
Сын опять забыл покормить кошку? Заведите дома пробковую или магнитную доску для объявлений, вместе напишите список ежедневных дел. Пусть он вспоминает о своих обязанностях, посматривая на доску, а не после того, как его снова пристыдят.
Учение не терпит суеты
Главная ошибка взрослых — недоверие к естественному желанию ребенка познавать мир, стремление как можно быстрее научить его читать, писать, считать и мыслить по-взрослому. Альтернативу традиционному подходу предлагает вальдорфская педагогика. Ее сторонники не поощряют раннее обучение, они уверены: не следует торопить события и принуждать детей усваивать знания до того, как они смогут их логически осмыслить.
Так, в вальдорфских школах 7–8-летние дети только начинают знакомиться с алфавитом, тогда как в обычных учебных заведениях от первоклашек уже на момент поступления требуют знания букв. В подходе вальдорфцев к воспитанию и обучению есть спорные моменты, однако очевидно одно: дети, обучающиеся по вальдорфской системе, страдают от перегрузок значительно реже, чем их сверстники из традиционных садов и школ.
Общаться, чтобы познать
Ребенку очень важно чувствовать, что родители участвуют в его жизни и относятся к его мнению с уважением и интересом. Именно поэтому язык безоговорочных директив для общения с ребенком не годится: родитель, изъясняющийся сплошными императивами и избегающий диалога, рискует не быть услышанным.
«Требуя от родителей общения, дети бессознательно заботятся о своем развитии, — уверена Татьяна Цехмистренко. — Ребенку необходим этот непрерывный диалог, чтобы выстроить гармоничные отношения с реальностью, в том числе и со временем».
Скука появляется тогда, когда ни одно из возможных занятий не удовлетворяет главной на текущий момент потребности человека
Особенно остро необходимость в общении дети чувствуют, вступая в подростковый возраст. И эта повышенная потребность в контакте может создавать дополнительные проблемы. Родители подростков часто жалуются: «Он слоняется без дела, ничто его не занимает. Он впустую тратит свое время». Что происходит в этот момент?
«Вопреки расхожему мнению, скука возникает не от безделья. Она появляется тогда, когда ни одно из возможных занятий не удовлетворяет главной на текущий момент потребности человека, — поясняет Татьяна Цехмистренко. — Базовая потребность подростка — это общение. И наступает момент, когда любимые дела перестают радовать его — просто потому, что гораздо больше ему сейчас хочется «пустой болтовни» со сверстниками».
Более того, если родители найдут хотя бы двадцать минут в день для разговоров с ребенком-подростком, тот откликнется с благодарностью. Его время наполнится смыслом, и, возможно, к нему не только вернутся прежние увлечения, но и появятся новые.
Игра и терапия
Как быть, если сын или дочь не в ладу со временем? Решить проблему помогает недирективная игровая терапия. Этот метод разработала американский психотерапевт Вирждиния Экслайн в конце 40-х годов прошлого века. Играя, ребенок лучше понимает свои чувства, учится общаться, в том числе и со временем.
Занятия проходят в игровой комнате, индивидуально и в группах. Игрушки подбираются специально для терапии: куклы, машинки, маски, стол для игры с водой и песком и т. д. Ребенок играет при ненавязчивом участии терапевта-психолога, который, наблюдая, выявляет возможные причины проблем и помогает ребенку справиться с ними.
Разрешить себе ничего не делать
Невозможно эффективно использовать свое время, если пренебрегать естественными паузами, предусмотренными природой: за вдохом следует выдох, после шторма наступает штиль. Но избыток свободного времени у ребенка многим родителям кажется опасным: «Если он (она) будет слоняться без дела, начнутся проблемы».
Боясь «лишней» свободы, мы заставляем детей жить в жестком режиме, где нет места свободному дыханию. «Если у ребенка жизнь расписана по минутам, у него не остается и получаса в день на внутренний диалог с самим собой, — говорит Дмитрий Колесов. — А именно в нем и развивается личность человека: он учится осознавать свои желания, выясняет свои приоритеты, выстраивает систему ценностей».
Константин Сумнительный добавляет: «Конечно, мы все довольно жестко встроены в расписание, это наша реальность, и ее не отменить. Но расписание все же не догма, а лишь канва для рисунка жизни. Иногда не торопясь пройтись по парку гораздо важнее с точки зрения развития души, чем занятие по кунфу или даже урок музыки».
Мы не хотим, чтобы жизнь детей превратилась в бесконечную гонку с препятствиями. Поэтому так важно научить их наслаждаться передышками и ощущать внутреннюю свободу.
Попробуйте проявить немного гибкости: разрешите им иногда пропустить уроки в школе или занятие в секции. Детям, как и нам самим, необходимо время для созерцания и общения, причем не только с родителями и друзьями, но и с самими собой.
Пусть выбирает сам
Дети меньше устают и лучше переносят нагрузки, когда занимаются тем, что им нравится, что их интересует. Хотя чаще всего, особенно если речь о дошкольнике или младшем школьнике, занятия для них выбирают родители.
«Взрослые не очень доверяют желаниям детей, — говорит детский психотерапевт Марина Бэбик. — Это недоверие — результат установки, которая в нас очень сильна: взрослый знает лучше, что надо ребенку».
Попробовать дождаться, когда ребенок сам проявит инициативу и попросит записать его в спортивную секцию или студию рисования? «Такая стратегия может быть вполне успешной, — считает Марина Бэбик. — Правда, есть один нюанс: у ребенка должен быть выбор.
Активно обсуждайте с ним его мечты и желания, рассказывайте ему о своих. Ходите с детьми на концерты, выставки, берите их с собой на спортивные занятия и в книжные магазины — одним словом, делитесь с ними тем, что вам самим очень нравится, что вас интересует».