Секреты общения
Важно осознавать наш тон голоса, осанку, жесты, наклон головы, направление взгляда, дыхание, мимику и движения. Кивая, улыбаясь, смеясь, хмурясь, поддакивая («ясно», «ага»), мы показываем говорящему, что действительно прислушиваемся к его словам.
Когда собеседник закончит говорить, повторите его основные мысли своими словами. Например: «Хотелось бы уточнить. Как я понимаю, вы говорите о…». Важно не повторять его слова, как попугай, а перефразировать их от себя — это помогает наладить диалог и лучше запомнить сказанное.
Стоит задуматься о мотивации, спросив себя: чего я пытаюсь добиться, в чем цель разговора — победить в споре или найти взаимопонимание? Если один из собеседников хочет лишь уязвить другого, осудить, отомстить, что-то доказать или выставить себя в выгодном свете, это не общение, а демонстрация превосходства.
На критику и обвинения, в том числе ложные, можно ответить, например: «И правда ужасно!», «Понимаю, что вы злитесь» или «Никогда не думал об этом в таком ключе». Мы просто даем ему понять, что его услышали. Вместо того чтобы пускаться в объяснения, ответную критику или начинать защищаться, можем поступить иначе.
Как ответить рассерженному собеседнику?
- Мы можем согласиться с собеседником. Например: «Наверное, со мной правда тяжело общаться». Мы не соглашаемся с теми фактами, о которых он говорит, мы лишь признаем, что он испытывает определенные чувства. Чувства (а также оценки и мнения) субъективны — они не основаны на фактах.
- Мы можем признать, что собеседник недоволен: «Всегда неприятно, когда так получается». Нам не нужно долго и упорно опровергать его обвинения, пытаясь заслужить прощение за то, чем мы перед ним провинились. Мы не обязаны защищаться от вымышленных обвинений, он не судья, а мы не обвиняемые. Это не преступление, и мы не обязаны доказывать свою невиновность.
- Мы можем сказать: «Я вижу, что вы злитесь». Это не признание вины. Мы просто наблюдаем за его тоном, словами и языком тела и делаем такой вывод. Мы признаем его эмоциональную боль.
- Мы можем сказать: «Вас, наверное, злит, когда такое происходит. Я вас понимаю, меня бы это тоже разозлило». Мы показываем, что относимся к нему и к его чувствам всерьез. Таким образом мы демонстрируем, что уважаем его право испытывать негодование, несмотря на то, что он нашел далеко не лучший способ выразить чувства.
- Мы можем успокоиться и обуздать гнев, сказав себе: «Да какая разница. От того, что он это сказал, оно не стало правдой. Он просто так чувствовал в тот момент. Это не факт. Это просто его мнение и его восприятие».
Фразы для ответа
- «Да, иногда действительно так кажется».
- «Наверное, вы в чем-то правы».
- «Не знаю, как вы это выносите».
- «И правда очень неприятно. Не знаю, что и сказать».
- «Это действительно ужасно».
- «Спасибо, что обратили на это мое внимание».
- «Уверен, вы что-то придумаете».
Произнося это, следите за тоном, чтобы слова не прозвучали саркастично, пренебрежительно или провокационно. Представьте, что отправились путешествовать на машине и заблудились. Вы не знаете, где находитесь, и не уверены, что вам делать. Остановиться и спросить дорогу? Развернуться? Искать, где переночевать?
Вы растеряны, обеспокоены и не знаете, куда двигаться. Вы не знаете, что происходит и почему собеседник начал бросаться ложными обвинениями. Отвечайте ему неспешно, мягко, но в то же время четко и взвешенно.
Об авторе: Аарон Кармин — клинический психолог, работает в центре психологической помощи Urban Balance в Чикаго.