Как понять, что вы — манипулятор?
Кадр из фильма «Начало»
Фото
«Кинопоиск»

Что это такое

Каждый раз, когда мы пытаемся добиться каких-либо действий от другого человека, но не говорим прямо, что именно хотим, то занимаемся манипуляцией. К примеру, если мы на повышенных тонах сообщаем партнеру, что не намерены терпеть его невнимательное отношение к нам — это не манипуляция. А если мы начинаем подчеркнуто холодно к нему относиться в надежде, что он сам догадается в чем дело и исправится — это манипуляция.  

Манипуляция — управление поведением другого человека при условии, что мотив скрыт

Понятийно практически любая ежедневная коммуникация может расцениваться как манипулятивная. Подобные модели поведения усваиваются нами с детства. Недаром говорят, что самые искусные манипуляторы — дети. Зачастую случается так, что выработанные в раннем возрасте стратегии остаются с нами на всю жизнь: это и привлечение внимания слезами, и игнорирование, и давление на жалость, и множество других подобных сценариев.

Некоторые модели мы перенимаем у родителей: хорошо знакомые нам воспитательные фразы «если хочешь получить Х, то сначала сделай Y» во взрослой жизни также могут трансформироваться в поведенческие привычки. 

Манипулятивные привычки

Стремление к правоте

Зачастую эта привычка обходится очень дорого: в результате отчаянного отстаивания точки зрения рушатся отношения, семьи и бизнесы. Однако есть свои плюсы. Чтобы избежать негативных последствий, важно четко различать: где мы бьемся за правду, а где за то, чтобы быть правыми. 

Давление

Яркий пример из корпоративной сферы — дожим клиента. Предположим, мы провели переговоры и заставили человека согласиться на наши условия. По началу покажется, что цель достигнута. Но оказавшись в слабой позиции, оппонент обязательно затаит обиду, захочет переиграть ситуацию в свою пользу и будет искать способ это сделать. Эффективного сотрудничества в таком случае не получится.  

Жертвенность

Достаточно распространенная модель поведения, когда сложно взять ответственность за свою жизнь и мы ждем, что кто-то извне решит все проблемы. Этот паттерн тоже усваивается в детстве: мы росли на сказках, в которых принц спасал принцессу, а затем дарил долгую и счастливую жизнь. Жертва всегда ожидает спасения и приглашает спасателя в известный многим треугольник Карпмана — замкнутый круг манипуляций, где спасатель, жертва и агрессор поочередно меняются ролями. 

Спасательство

Привычка обнаруживается у тех, кто, напротив, склонен к гиперответственности и чрезмерному контролю. В этом случае мы всегда готовы прийти на помощь другим. Нам трудно говорить слово «нет» и отказывать в чем-то окружающим, но при этом мы можем играть на зависимом положении человека и всегда оставлять последнее слово за собой, не принимая во внимание интересы другого. 

Как понять, что вы — манипулятор?
Кадр из фильма «Начало»
Фото
«Кинопоиск»

Что происходит

Когда мы применяем манипуляцию, то:

  1. получаем от собеседника не ту реакцию, на которую рассчитывали;

  2. чувствуем охлаждение и недоверие в отношениях;

  3. ощущаем «тяжелый осадок» после разговора (тревожность, обиду, вину или все вместе);

  4. испытываем кратковременное превосходство, которое впоследствии сменяется чувством вины;

  5. сомневаемся и прокручиваем в голове диалог («я точно все правильно сказал?», «а он точно сделает то, что мне нужно?»).

Почему это не работает

Многие из нас пребывают в заблуждении, думая, что быть манипулятором — выгодно. Некоторые даже специально обучаются этому навыку. На самом деле привычка манипулировать в корыстных целях приводит к обратным результатам. В сухом остатке мы получаем разрушенные отношения, потерю доверия, испорченную репутацию, отсутствие желаемого результата и жизнь в постоянной борьбе

Что в таком случае работает? Открытый, конструктивный диалог. Для этого нам понадобится всего три «ингредиента»: смелость, открытость и умение найти подход к человеку (объяснить, какую пользу то или иное действие принесет человеку, не скрывая своих мотивов). 

Как перестать манипулировать

К манипуляциям мы чаще всего прибегаем бессознательно: реагируем на ситуацию быстро, используя привычную модель поведения. Чтобы этого не допустить, нужно задать себе эти вопросы на осознанность, прежде, чем начать действовать.

  1. Я вижу что-то, что мне не нравится. Что я сейчас чувствую?

  2. Что я собираюсь сделать?

  3. К каким последствиям это приведет?

  4. Это будет тот результат, на который я рассчитываю?

  5. Если нет, то что я выбираю? 

Психологи и психоаналитики учат людей защищать границы. Из любопытства мы изучаем эти навыки и тут же начинаем применять в жизни, забывая о том, что приведенные эти инструкции предназначены для глубоко травмированных людей.

Если мы не входим в эту категорию, то нам стоит помнить о важности сохранения баланса: следить за тем, чтобы не начать продавливать чужие границы, защищая свои. Прибегая к манипуляциям, мы делаем именно это. На самом деле границы здорового человека гибкие, а залог хороших отношений — уважение к другим и к себе.

Наталья Черкасова

Бизнес-тренер и НЛП-мастер

Личный сайт