В детстве я поочередно мечтала стать врачом, юристом и организатором праздников. В итоге поступила в вуз на маркетолога и несколько лет проработала в рекламе. Осознанный выбор сделала в 32 года: написала заявление об увольнении после декретного отпуска, получила второе образование. Стала психологом и сейчас занимаюсь тем, что люблю, в тех условиях, которые сама себе создаю.
Могла ли я сократить этот путь? Наверное, нет. Было много сомнений, страхов и неуверенности. Считается, что взрослому человеку сложнее изменить жизнь, лишиться стабильности, принять неопределенность. Но, поверьте, подросткам, которые впервые делают такой выбор, гораздо труднее.
Так или иначе, мы все можем столкнуться с ограничивающими установками. Например, со стереотипом о том, что нужно выбрать одну профессию на всю жизнь и развиваться в ней. Если веришь в это, принимать такое судьбоносное решение действительно страшно. А еще иногда диплом получают ради диплома.
Многие ли ваши однокурсники и одноклассники работают по выбранной специальности? Наверное, нет. Чтобы подросток умел без страха отстаивать собственный выбор, этому его надо учить с самого детства.
7 шагов, чтобы научить делать выбор
1. Давайте право выбора. Начинайте с малого. Задавайте вопросы: «Что ты хочешь на завтрак? Какую шапку наденешь? Куда пойдем? Чем займешься? Что посмотришь, почитаешь, во что поиграешь?» Ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать кружок или спортивную секцию, опираясь на свои интересы.
2. Уважайте выбор ребенка. Если речь не идет о безопасности ребенка, принимайте его выбор и доверяйте ему. Когда родители говорят, что ребенок ничего не хочет, чаще всего это вопрос не профориентации, а детско-родительcких отношений в целом. Ребенок не интересуется конкретно тем, что считают правильным и интересным родители.
У ребенка и подростка должна сохраняться возможность отказаться от своего выбора или даже вообще не выбирать. Чтобы понять себя, свои желания и потребности, нужно исследовать и пробовать как можно больше. Если ребенок пошел на танцы, потом захотел на бокс, а потом в художественную секцию — это нормально. Он ищет себя.
Не нужно в тот час же превращать это в единственный возможный выбор или планировать на основе увлечения будущую профессию. Нормально, если подросток хочет сменить ВУЗ после 1 курса, а не учиться ради одобрения родителей. Кто-то принимает решение не поступать в старшие классы, а идти в колледж и после — в ВУЗ. Кто-то берет год после школы, чтобы лучше узнать себя. Это тоже нормально.
В этой ситуации важно не забывать о разделении ответственности, особенно, если длительные поиски себя происходят только за счет родителей. Об этом можно подробнее почитать в книге «Ваш беспокойный подросток» Роберта Байярда.
3. Позволяйте ребенку встречаться с последствиями его выбора. Тогда, в конечном итоге, он сформирует представление о себе, своих желаниях и возможностях.
4. Задавайте вопросы. Попросите ребенка вспомнить ситуации из жизни, когда ему было интересно то, чем он занимался. Когда ему все нравилось и все получалось. Спросите его: «Что ты делал и зачем? Что именно тебе понравилось тогда? Что ты чувствовал? Кто был рядом с тобой? В чем ты нуждался в тот момент? Какие трудности возникали у тебя и что помогло их преодолеть?» Ответы помогут сориентироваться в огромном мире возможностей.
5. Подумайте о том, что вы транслируете ребенку — своей жизнью, поступками и словами. Получаете ли удовольствие от своей работы? Что ребенок слышит в семье про вашу деятельность?
6. Помните, что все меняется. Востребованные сейчас профессии могут стать ненужными через 5-10 лет. Поэтому, в первую очередь, стоит отталкиваться от интересов подростка.
7. Помогайте подростку изучать разные варианты. У него должно быть полное представление о возможностях и ограничениях желаемой профессии. И самое главное — верьте в своего ребенка.
Об авторе
Елена Водяницкая — практикующий психолог, работает в экзистенциально-гуманистическом подходе. Подробнее смотрите в ее блоге и на