Пятикласснику Сэмми задали на дом большой проект. Учитель попросил детей подготовить презентацию о том, в какой колледж они собираются поступать. Нужно было указать основную специальность, причины выбора именно этого учебного заведения, требования для поступления, цену на обучение и любые другие детали, подчеркивающие уникальность выбранного колледжа. Это задание вызвало у Сэмми большой стресс, придя домой, он расплакался.
Его мама пришла в ярость. Жизненные цели Сэмми сводились к тому, чтобы съесть как можно больше сладкого печенья за раз, пройти очередной уровень в любимой компьютерной игре, построить из лего крепость выше себя и победить брата в очередном борцовском поединке. Абсурдно было даже предполагать, что в этом возрасте он может знать, какой колледж захочет выбрать, или вообще задумываться на эту тему, это нормально.
Школы зачастую в первую очередь учат детей отвечать на вопросы стандартных тестов, а не развивают творческие способности. Баллы ценятся выше способности к критическому мышлению, а успеваемость считается важнее психологической стабильности. В результате дети не осваивают базовых социальных навыков, паникуют в напряженных ситуациях, хотят немедленно получать все желаемое и добиваться успехов сразу и без всякого труда. Вырастая, превращаются в эмоционально неразвитых взрослых, ведущих себя словно подростки.
Но это можно изменить. Родителям следовало бы больше заботиться не о выполнении домашних заданий, а об эмоциональном развитии. Научив детей владеть эмоциями, они помогут им сопротивляться попыткам травли, контролировать гнев, не бояться общения, поддерживать высокую самооценку, быть уверенными в себе.
Один из лучших методов развития эмоциональных навыков предлагает диалектическая поведенческая терапия.
1. Учиться впитывать позитивные эмоции. В интернете можно найти схемы, показывающие диапазоны эмоций, где показано, какое выражение лица соответствует какой эмоции, — это поможет детям лучше научиться замечать и понимать чужие переживания.
Научившись определять чувства других, ребенок сможет понять свой эмоциональный диапазон и «впитывать» положительные эмоции окружающих.
2. Стать мастером. Поощряя участие детей в занятиях, которые им особенно нравятся, мы помогаем нарабатывать соответствующие навыки и уверенность в себе. Примеров занятий можно привести много — кулинария, конструкторы, игры с переодеванием, пение, спорт, любые виды искусства. Особенно полезны занятия, требующие личного общения или работы в команде, они способствуют развитию социальных навыков. Все это защищает от будущих депрессий, ощущения безнадежности и ничтожности.
3. Вырабатывать стойкость к стрессу. Заранее научив детей справляться с будущими стрессовыми ситуациями, мы вооружаем их необходимыми инструментами для преодоления жизненных трудностей. Рассматривайте это как тренировку перед матчем. Если ребенок научится техникам глубокого дыхания и релаксации до того, как ему впервые доведется испытать сильную тревогу, он, скорее всего, сможет с ней справиться. Возможно, не идеально, но опыт поможет извлечь уроки.
4. Заботиться о здоровье. Привычка заботиться о здоровье закладывается еще в детстве: периодические проверки у врачей, лечение, регулярная физическая активность, полноценный отдых. К сожалению, слишком много родителей нагружают детей бесполезными занятиями, способствуя переутомлению растущего организма. Для нормального роста и развития помимо хорошего питания нужен достаточный отдых.
5. Защищаться от болезней. Когда организм ребенка постоянно подвергается стрессу, он становится более уязвимым для инфекций. Школы нередко становятся рассадником вирусов и бактерий, важно поддерживать дома чистоту и научить ребенка правилам личной гигиены: регулярно мыть руки и не засовывать пальцы в рот.
6. Питаться здоровой едой. Большинство детей регулярно едят фастфуд и сладости. Их избыток в рационе чреват негативными последствиями для здоровья. Объяснив ребенку важность здорового питания, мы закладываем фундамент здорового образа жизни в будущем. Нездоровое питание может приводить к эмоциональной нестабильности и плохо влиять на развитие мозга. Иногда бурные эмоциональные реакции ребенка вызваны аллергией на продукты.
7. Поддерживать здоровый режим сна. Это наиболее важный пункт. Потребности в сне могут различаться у разных детей, нужно знать, сколько часов нужно вашему ребенку, чтобы полноценно выспаться. Недосыпание мешает ясно мыслить. Из-за этого, например, ему по ошибке могут поставить диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Недостаток сна не позволяет мозгу полноценно отдыхать, что необходимо в период интенсивного развития.
8. Избегать вредных привычек и дурманящих веществ. Речь идет не только о кофеине, наркотиках, алкоголе и сахаре, в список придется включить компьютерные игры. В умеренном увлечении ими нет ничего страшного, но оно может перерасти в зависимость, при которой происходят изменения на уровне мозга и усиливаются негативные эмоциональные реакции: тревога, гнев, ярость.
Ограничьте игровое время: не более 20 минут подряд, затем 10-минутный перерыв. За 10 минут глаза успеют немного отдохнуть, а ребенок отвлечется и вспомнит о мире за пределами игры.
9. Быть физически активными. Растущему организму важно постоянно тренировать крупную и мелкую моторику и развивать все органы чувств. Спорт, прогулки, чтение, музыка, йога помогают ребенку меньше уставать и лучше владеть эмоциями. Проводя время на свежем воздухе, он отдыхает от перегрузки, вызванной постоянным использованием электронных устройств.
Мама Сэмми подала в школу жалобу по поводу неуместных домашних заданий и предложила альтернативу: учить детей бороться со стрессом и волнением во время экзаменов и контрольных. Это принесет больше пользы, чем попытки решить, в какой колледж они собираются поступать через 8 лет.
Об авторе
Кристин Хаммонд, психолог-консультант с 15-летним стажем. Ее