1. Искать внутри
Никто другой не сможет сказать подростку, в чем его призвание. Родители, учителя или друзья здесь не помогут. Важно, чтобы подросток сам проанализировал свои ценности и сильные стороны, картину идеального мира и образ себя в будущем, например, в 40 лет. Размышления на эти темы стимулируют рефлексию и самопознание, которые помогают найти цель в жизни.
Вот что пишет в эссе Тайлер, организатор «Фестиваля надежды», который помогает 5,5 тысячам нуждающихся людей: «В одном из тестов мне предложили оценить утверждение «для меня очень важно помогать другим». Тогда я ответил, что это высказывание точно про меня. Тот тест положил начало моему пути. Работа над фестивалем дарит ощущение цели в жизни, но я хочу добиться большего. Глобальная задача — решить проблемы мирового уровня, такие как голод и нищета».
2. Пробовать
У 25% подростков есть примерное представление о том, чем они хотели бы заниматься в жизни. Проблема в том, что они не знают, как к этому подступиться. В этой ситуации могут помочь взрослые. Давайте им возможность пробовать новые виды деятельности, это позволит им изучить различные сферы интересов. Также помогайте развивать предпринимательские навыки.
Мэрайя вступила на путь к своей цели, когда сопровождала бабушку на прием к врачу: «Я сидела в приемной, листала медицинские брошюры и смотрела на врачей в белых хатах с восхищением. Для меня они были образцами красоты, здоровья и профессионализма. Я мечтала быть такой же, как они. Однако у моей бабушки было другое мнение. Она считала, что врачи плохо заботятся о ней, потому что у нее темная кожа».
Не менее важный вопрос — кем вы хотите быть?
Этот опыт подтолкнул Мэрайю устроиться волонтером в больницу. Затем она поступила в медицинскую школу и теперь проводит собственные исследования. Мэрайя изучает генетические особенности афроамериканцев и их влияние на вероятность развития рака.
Вот как она объясняет свой выбор: «Неудовлетворительный уровень компетентности врачей в области социальных, культурных и этнических различий, а также недостаток исследований, посвященных здоровью афроамериканцев, побудили меня стать врачом и исследователем. Я хочу трудиться ради своего народа и помогать ему. Своим примером я хочу доказать, что существуют компетентные врачи, которые внимательно относятся к культурным и этническим особенностям афроамериканцев и всегда готовы прийти им на помощь».
3. Думать, кем быть
Мы обычно думаем о том, чем хотелось бы заниматься. Но не менее важный вопрос — кем вы хотите быть? Исследуя свою идентичность, подростки примеряют на себя разные роли и пытаются найти свое место в мире. В этом процессе им помогают различные виды деятельности, связанные с их потенциальным призванием. Вовлечение в подобные активности позволяет осознать, какие из их навыков могут помочь миру. В конечном итоге благодаря этому они узнают, что для них самое главное.
Путешествие в Сальвадор научило Девон любить: «Такой любви, как в Сальвадоре, я никогда не видела в США. Так же бережно и заботливо эти люди относятся и к окружающей среде. Я много раз слышала, как они говорили: земля нас кормит, нужно уважительно к ней относиться. Путешествие в Сальвадор научило меня находить подход к людям другой культуры. Нужно относиться к ним с уважением и не думать, что вы их спасаете. Вы просто пытаетесь работать вместе с ними, чтобы помочь. Вы не пытаетесь изменить их общество. Вы стараетесь помочь ему, чтобы оно смогло развиваться и процветать самостоятельно».
Чем больше социальных контактов, тем больше шансов найти призвание
Подытоживая свой опыт, Девон написала в эссе: «Моя цель — любить. Увлечения показывают направления, где нужно дарить любовь. Мой опыт и переживания учат тому, как любить».
4. Обращаться за помощью
Крепкие социальные связи помогают найти цель. Ментор может направить подростка в нужную сторону, поддержать и вдохновить. Достаточно будет рассказать, как он нашел цель и как двигался в этом направлении. Другие знакомые, с которыми дети пересекаются в повседневной жизни, также могут их вдохновить на новые мысли и неожиданные пути развития. Чем больше социальных контактов у подростка, тем больше у него шансов найти свое призвание.
Лиам признается, что раньше у него были стереотипные представления о людях исламской культуры. Но потом он познакомился с девушкой из Туниса, которая стала его близким другом и помогла по-другому посмотреть на мир. Но свое призвание Лиам обрел немного позднее, во Франции. Он был в Ницце на празднике в честь Дня взятия Бастилии, когда грузовик въехал в толпу людей: «Мы были там проездом вместе с классом. К счастью, физически никто из нас не пострадал, но всем мы уехали оттуда с глубокими душевными ранами. После этого события началась массовая исламофобия, и это очень меня тревожило. Да, за рулем того грузовика сидел мусульманин. Но моя подруга тоже была мусульманкой, и на улице в тот день погибло бесчисленное количество мусульман. Я знал, что мусульмане пострадали не меньше, чем все остальные. Нельзя в этом событии винить их религию. Исламофобия, которая разразилась после того случая, заставила меня задуматься: как можно искоренить подобные предубеждения?» Теперь Лиам хочет стать сотрудником дипломатической службы, чтобы бороться с межнациональными страхами и стереотипами.
Об авторе
Вики Закржевски — педагог-психолог, директор по образованию в Центре науки о высшем благе при Калифорнийском университете в Беркли.