В психологии в вопросах детско-родительских принято считать, что на каждом этапе жизни ребенка родитель дал ему все, что мог в той ситуации.
Такая мысль помогает решить многие проблемы в отношениях детей и родителей, особенно когда уже взрослые дети живут с претензиями, что им дали мало или не то…
Откуда берутся подобные претензии?
Часто родители хотят не просто дать детям все необходимое для развития, но и буквально «вылепить» ребенка по своему образу и подобию, ну или сделать его еще более совершенной версией себя. И для реализации таких желаний родители пускают в ход любые способы — лишь бы их, часто нездоровые, амбиции были удовлетворены.
Что можно назвать нездоровыми амбициями?
Яркий пример приведен у Стивена Кови в книге
Над мордой самой быстрой лошади он обещал написать имя лучшего работника и даже оплатить ему отдых в пятизвездочном отеле.⠀
Но никто не хотел становится первым сотрудником, более того — люди не уважали босса. «В чем причина неблагодарности?» — недоумевал этот человек, пришедший к Кови за советом…
Это грустно, но многие родители именно так относятся к своим детям. Они включают в воспитание правила условностей:
любить можно только хорошего(-ую) мальчика/девочку;
в школе нужны только пятерки, другие оценки неприемлемы (за это некоторые даже платят детям деньги — дают установку на то, что ребенок лучше и умнее всех, тем самым дезориентируют его в построении отношений);
можно подарить модный гаджет, а можно — забрать его обратно лишь за то, что ребенок ведет себя «не так»
На самом деле ребенок чувствует фальшь, упирается и не хочет быть первым в «заезде». И поэтому хотелось бы подчеркнуть главное: отношения между родителями и детьми — это не обучение гонке на ипподроме, это уважение и понимание того, что жизнь порой состоит из неудач и потерь.
Любой ребенок должен напитаться безусловной любовью, покоем, радостью, а грамоты, дипломы, пятерки — это важно и, конечно, приятно, но это не главное
Главное — чтобы ребенок, человек, выходящий в жизнь, набрался сил, чтобы пережить любые ситуации, сумел быть в ладу с людьми в любых коллективах, не завидовал и не тратил время на вопросы по поводу несправедливой раздачи наград, а писал собственную историю.
Каждый рождается, чтобы прожить собственную жизнь, и родитель — не коуч, не тренер, а тот, кто дает безусловную любовь, без графиков и счетчика успехов.
Чего же нужно стараться избегать в вопросах воспитания?
Решать за ребенка, что для него лучше, и никогда его не слушать.
Говорить ребенку о том, что все хуже него (это можно перефразировать в «я не сомневаюсь в тебе»).
Почему?
Потому что в таком случае ваш ребенок так и не научится любить и жить в радости, и в итоге все амбиции родителя станут бумерангом для него самого.
Ребенок будет расти и со временем отдаляться, а когда родители пожелают общения и заботы, он сможет проявить лишь такую же условность, которой его научили…
Детский нейропсихолог, клинический психолог, педагог-психолог