Работа психолога, как и любая другая, включает формулу «продавец-услуга-клиент». Поэтому специалист должен ясно понимать, что именно он продает, и иметь критерии оценки своей эффективности.
Почему эта оценка важна? Потому что клиент хочет заранее знать результат — сложно представить человека, который будет платить, не зная, что именно он за свои деньги получит. Или того, кто будет платить за что-то некачественное. Тем более что рискует он не только деньгами, но и своим ментальным здоровьем. С другой стороны, эта оценка важна и самому психологу — иначе есть риск, что успехи клиента он припишет своему мастерству, а вот неудачи — сопротивлению и неготовности к психотерапии.
Критерии эффективности психолога
1. Способность объяснить, что специалист делает и на что в результате рассчитывает
Или признать, что сейчас у него нет этого понимания. Потому что бывают ситуации, когда предыдущий вариант не прошел проверку, а нового еще нет. Причем уметь это объяснить психолог должен себе, клиенту, коллеге и всем остальным. А также он должен постоянно перепроверять эту формулировку и корректировать ее — по мере того как углубится в понимании своего клиента.
2. Способность объяснить, что и почему является лучшим решением для клиента
Психолог должен понимать потребности клиента и способы решения его проблем. Специалист может считать свой метод лучшим, но он не вправе думать, что его способы психотерапии подходят каждому, при любых финансовых, временных и других возможностях. Поэтому, если его метод не подходит, он должен предложить что-то другое.
3. Качественно прошедшая первая сессия
Психолог должен стремиться что-то дать клиенту уже на первой сессии. Если он берет за нее деньги, то после сессии клиент должен почувствовать пусть мимолетное, но облегчение. Например, от понимания своей ситуации и причин страданий. Или от осознания, что психотерапия может помочь справиться с его болью. Кроме того, специалист должен грамотно распределить время сессии — в зависимости от того, обратился ли человек за разовой консультацией или планирует длительную работу.
4. Честность и прозрачность условий работы психолога
Психотерапевтические отношения — доверительные отношения. И фундамент доверия закладывается, когда психолог рассказывает не только о том, что и зачем будет делать, но и на каких условиях. Если он работает по найму, то может уволиться или его уволят. Что будет происходить в этом случае? Продолжится ли совместная работа? Если психолог не проясняет такие моменты заранее, то он может подвести клиента и подорвать его доверие не только к себе, но и к психотерапии в целом.
5. Сессии с психологом должны помогать клиенту
Реальная жизнь клиента с течением времени должна улучшиться. Если же ничего не меняется или становится только хуже, значит, специалист и/или его подход клиенту не подходят. По крайней мере, сейчас. Это не значит, что психолог ему вредит, просто в данной ситуации он неэффективен.
Кто оценивает результат?
Давать оценку проделанной работе психолога могут и должны разные группы. Возможны две ситуации:
Только клиент и психолог
Это сложная ситуация: оба вовлечены в работу, а значит, не до конца объективны. В таком случае специалисту нужно обеспечить себе внешние группы оценки — супервизора или группу коллег для регулярных встреч. В идеале это должны быть как коллеги, практикующие в том же методе, так и коллеги из другого подхода.
Психолог должен уметь объяснить, что он делает, продемонстрировать прогресс клиента. Обосновать, что результат стал возможен благодаря выбранному им методу. Или признать, что его можно было достичь в другом подходе.
Клиент, психолог и институциональный третий
Если это клиника или центр, то присоединяется начальство. Если сервис подбора специалистов, то старший партнер. Это очень ценная референтная группа, чья оценка, по существу, самая нейтральная.
Выделить критерии эффективности непросто: нет цифр и единых формул. Но психологи обязаны формулировать для себя KPI, полагаясь на фидбэк клиента, коллег, институций и собственный здравый смысл и оценивая результативность своей работы с разных сторон.
Основатель и руководитель образовательного проекта для психологов и психотерапевтов NEWPSY и проекта NEWPSY life.