Как курсы актерского мастерства помогают побороть страх и обрести свободу: личный опыт
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Как-то раз моя коллега, уезжая в другую страну на ПМЖ, дала совет: «Ань, хватайся за все, что интересно, но страшно пробовать!» Ее слова я тогда хорошо запомнила. 

Курсы актерского мастерства возникали в жизни в том или ином контексте, но я всегда думала, что это не для меня, с моими-то страхами. В детстве я училась в музыкалке с хором и занималась танцами — мне нравилось выступать на сцене. Но в подростковом возрасте у меня началась мутация голоса, при пении он срывался, и я стала стесняться петь сольно. Со временем голос восстановился, а страх и ожидание срыва остались и пошли со мной дальше по жизни.

Уже будучи взрослой я обсуждала это с неврологом, но не получила тогда полезных рекомендаций, а вот совет коллеги сработал — я оказалась там, где было страшно и интересно одновременно!

Актерские курсы давали возможность прийти на пробное занятие и посмотреть, что меня ждет на обучении. Нас собралось около 15 таких же любопытных — разного возраста и профессий. После кратких рассказов о себе мы тут же приступили к заданиям. Например, нам нужно было передвигаться по комнате в хаотичном порядке и по хлопку педагога замереть в позе и потом ее оправдать — показать, что мы делаем. На занятии было много игр и неожиданных активностей, я так увлеклась и ощутила такой прилив энергии, что решила рискнуть — и пошла учиться.

Бросить вызов себе и своим страхам

Первый уровень обучения, «Игра», длился три месяца и завершался показом — итоговым выступлением перед зрителем, в который вошли этюды из пройденной программы. Обычно занятие состояло из разминки, речевой гимнастики, актерских упражнений и игр. Постепенно появлялись задания, где нужно было что-то делать одному или в паре. Интересным опытом оказались этюды на память физических действий, когда мы показывали привычные для нас действия с воображаемыми предметами — например, как наносим макияж, готовим, занимаемся спортом. 

Мне было некомфортно оказываться в центре внимания, но я старалась это преодолевать.Однажды выручило само упражнение: в течение курса каждый из нас должен был публично обучить другого какому-то навыку, которым хорошо владеет. Так совпало, что мой напарник учил меня правильному дыханию животом, что обычно помогает успокоиться перед важным событием. Техника сразу на мне и сработала.

Самым серьезным испытанием стало задание в виде повторения за исполнителем

Мы должны были посмотреть выступления любого музыканта и под фонограмму повторить его образ с характерными чертами и движениями. Похоже на то, что многие из нас делали в детстве перед зеркалом с расческой в руках. Я выбрала песню Мадонны The Power of Good-Bye, так как знала слова и думала, что это будет легко. Но когда вышла на сцену, совсем растерялась: мои руки тряслись, тело не слушалось, ничего из задуманного я не сделала. После выступления мастер посоветовал попробовать другую песню Мадонны — Frozen, а я села на место с мыслями, что совсем не готова к таким испытаниям.

Я подумывала бросить курсы, отсиживалась на занятиях, но в какой-то момент интерес и любопытство взяли верх. Постепенно у меня стали появляться новые идеи для этюдов, я начала их показывать — и чем больше выходила на сцену, тем меньше оставалось страха. Песню Мадонны Frozen в итоге я тоже сделала, но уже без паники. Все наши странные, как нам казалось, этюды мастер докручивал до полноценных сценок и вплетал в показ с общим смыслом. Судя по отзывам зрителей, у нас все получилось, и после выступления многие из группы пошли учиться дальше.

Обучение как точка роста и развития

Второй уровень, «Метод», длился четыре месяца и подразумевал уже более глубокое погружение в актерское мастерство. На основе домашних заготовок в виде стихов или прозы мастера определяли наши амплуа и подбирали отрывки из произведений для работы. Мне досталась роль Натальи Петровны из пьесы А.П. Чехова «Месяц в деревне», а позже — роль Моцарта из «Моцарта и Сальери» А.С. Пушкина.

Началось все с читок, когда мы анализировали своего персонажа, разбирались в мотивах поведения. Мы много работали с речью, голосом, интонацией. Особым удовольствием было наблюдать, как выстраивается сюжет отрывка, когда на наших глазах у режиссера рождались совершенно неожиданные идеи и нам предстояло это все реализовывать на сцене! 

Если на первом уровне я боролась со страхами, то здесь иногда возникало внутреннее сопротивление раскрываться и выходить за рамки своих представлений

Неожиданным открытием стало и определение моего амплуа как комедийной актрисы, хотя вначале мне даже слышать смех в ответ на свои действия и реплики было непривычно. Для себя я решила, что просто доверюсь профессионалам и буду максимально выдавать то, что могу. Каждый отрывок потребовал от нас гигантской работы, но результат стоил того — у нас получился очень сильный и эмоциональный показ!

Сейчас я понимаю, что курсы дали мне больше, чем я ожидала: здесь я нашла друзей, вернулась к музыке, обрела уверенность, что могу быть собой и разной. Как будто для этого не хватало разрешения. Сейчас мне не страшно быть в центре внимания, я могу первая заговорить с незнакомыми в метро, если нужно, могу сказать работодателю, что у меня перегруз с задачами, хотя раньше бы постеснялась. Продолжу ли я заниматься? Конечно: впереди третий уровень обучения, а это уже участие в спектакле.

Как работают курсы актерского мастерства

«Сегодня курсы актерского мастерства помогают тем, кто уже состоялся в своей профессии, осуществить детскую мечту — играть на сцене или сниматься в кино, — поясняет актер Никита Оносов. — Но многие приходят с другим запросом — стать более уверенными и коммуникабельными, комфортно ощущать себя на публике, избавиться от напряжения или зажимов в теле.

Программа включает в себя тренинги и упражнения на раскрепощение, развитие наблюдательности и воображения, взаимодействие с партнером, благодаря чему студийцы учатся удерживать и переключать внимание, открыто выражать свои эмоции и понимать чувства партнера, держать контакт с аудиторией, импровизировать и быть спонтанными на сцене, а потом и в жизни.

Для многих курсы актерского мастерства — как глоток свежего воздуха в повседневной рутине и возможность заниматься творчеством, которое вдохновляет и развивает тебя как личность».

Никита Оносов

Актер театра и кино, мастер «Студии Свободы»

Сайт