Что вы делаете, если поведение ребенка вызывает беспокойство? Если учитель говорит, что у него проблемы с успеваемостью? А если другой родитель вам скажет, что его волнует эмоциональное состояние вашего ребенка? Что вы будете делать? Если вы хотя бы на один вопрос ответили «обращусь за помощью», скорее всего, вы чутко следите за любыми тревожными признаками в поведении и эмоциональном состоянии вашего ребенка.
Но знаете ли вы, что поводы для тревоги можно усмотреть и в игре малыша? Чтобы их не пропустить, важно внимательно прислушиваться и наблюдать за тем, как и во что он играет. Если вы обнаружите что-то беспокоящее, возможно пора обратиться к детскому психологу (лучше всего, если это будет специалист по игровой терапии), который поможет ребенку справиться с мучающей его тревогой или неприятными эмоциями. Вот нескольких типичных нездоровых признаков.
1. Он играет агрессивно
Говоря об агрессии в игре, нужно разделять три понятия: агрессивная тематика игр, агрессивные игры и «буйные» игры. Под агрессивной тематикой имеется в виду содержание игровых сюжетов: какие истории для игры придумывает ребенок? Что «говорят» персонажи его игр? Если вы заметите в его играх большое количество конфликтных ситуаций или проявление сильных негативных эмоций, стоит ли беспокоиться? Не обязательно: игра для ребенка — это язык его самовыражения. Если он даст выход эмоциям в фантазиях, ему уже не придется проявлять их в реальной жизни.
Однако если агрессивная тематика в играх заметна постоянно и начинает проявляться в общении, это повод присмотреться к ситуации. Говоря об агрессивных играх, мы имеем в виду взаимодействие ребенка с игрушками, окружающими предметами и партнерами по играм. Бывает ли, что он кидается игрушками в других? Затевает драки с другими детьми, когда они играют вместе? Оскорбляет других или отпускает в их адрес обидные комментарии? Если да, то речь идет об агрессивной игре. Не стоит ее путать с обычными «буйными» играми, которые совершенно нормальны и даже важны для развития ребенка.
2. Истории, которые он придумывает в играх, либо остаются незавершенными, либо всегда плохо заканчиваются
У большинства историй, которые сочиняют дети, есть какой-то финал. Иногда взрослым он может показаться нелогичным или бессмысленным, но ребенку он приносит удовлетворение от завершения сюжета. Если же истории ребенка не имеют какого-то определенного финала или же он почти всегда оказывается мрачным, это может быть признаком эмоциональных трудностей.
Если мы признаем, что с помощью игры ребенок выражает свои душевные переживания, то поймем, почему невнятный или печальный конец игровых историй может быть поводом для беспокойства. Возможно, дело в том, что ребенок не понимает, какими ресурсами он может воспользоваться для решения жизненных проблем и задач, или же у него почему-то сложилась мрачная картина мира, или он переживает какой-то внутренний конфликт, о котором мы и не подозревали.
Если вы решите это выяснить и расспросить ребенка подробнее, постарайтесь вести разговор именно «об игре». К примеру, не стоит спрашивать: «Почему у тебя в играх все время грустные истории?», лучше спросить: «Интересно, что происходит в этих мирах, где все постоянно ходят грустные?»
3. Он слишком строг к себе, чересчур себя ограничивает
Что произойдет, если мы попытаемся согнуть линейку и соломинку? Что сломается первым? Линейка никак не сможет победить в подобном состязании на гибкость, потому что гибкости ей и не хватает. То же самое относится к людям: чем меньше в нас гибкости, тем больше тревоги.
У детей это может проявляться и в игре. Если фантастические миры и истории, которые сочиняет ребенок в процессе игры, кажутся вам ограниченными, возможно, это показывает его внутреннюю зажатость, отсутствие гибкости. Такие дети обычно с трудом переносят любые трудности и неприятности, им нелегко адаптироваться к новым ситуациям, что может превратиться в проблему.
4. Он не дает волю фантазии
Не кажутся ли вам игры и истории ребенка слишком реалистичными? Может быть, ему трудно дать волю фантазии и игре воображения? Фантазия очень важна для игры, ведь она помогает отрепетировать сценарии из реальной жизни, воссоздавая их в воображаемых волшебных мирах. Психологически эти миры помогают ребенку без лишней тревоги разобраться со сложными переживаниями, которые могут возникнуть из-за проблем в семье, конфликтов с братьями, сестрами, родителями. Когда ребенок теряет способность фантазировать, он начинает терять и надежду на избавление от болезненных переживаний. А ощущение безнадежности может привести к самым разным психологическим проблемам.
Обращая внимание на игру ребенка, вы не только развиваете и укрепляете ваши отношения с ним, но и получаете возможность узнать о нем много нового, распознать психологические проблемы на раннем этапе, когда их легче всего решить. Главное, не критиковать, не навязывать свои представления о том, вот что и как играть, просто слушайте и наблюдайте.
Об авторе
Мариана Плата — детский психолог, специалист по игровой психотерапии. Ее