Новости и разговоры взрослых лишь наполняют ребенка тревожной информацией, которую переварить самостоятельно он не может. Ему необходимо поделиться своей реакцией, эмоциями, обсудить то, что он слышит. Он не скажет нам: «я перегружен информацией о коронавирусе», но вполне вероятно станет более капризным, у него нарушится сон, он потеряет интерес к учебе и/или выдаст психосоматические реакции (кожные высыпания, боли в желудке и пр.).
Замкнутость на самом себе вызывает тяжелые личностные расстройства, а обмен, диалог, коммуникация ведут к развитию. Не все дети поднимают тревожные для них темы. Но если ребенок совсем не говорит о том, что сейчас видит, попробуйте с помощью простых фраз подтолкнуть его к тому, чтобы он поделился мыслями или переживаниями.
Подбирайте фразы, исходя из контекста. Ребенок смотрит в окно на площадку: «Ты очень любил гулять с друзьями. И теперь наверняка скучаешь по этому времени». Старайтесь обсуждать с детьми то, что их тревожит. Вот несколько пунктов, которые помогут наладить диалог.
1.Выберите подходящий момент
Не стоит начинать разговор в то время, когда вы сами не можете справиться с паникой или сильным волнением. Ваша эмоциональная стабильность — залог спокойствия детей. Для ее обретения поговорите прежде всего с самим собой. Спросите себя: «Почему меня пугает именно этот аспект? С чем это может быть связано?»
Кто-то боится заболеть, кто-то — бедности, кто-то — за родителей, кого-то жутко пугает изоляция… Осознание своих страхов и забота о себе помогут вам снять излишнюю тревожность, а значит, и быть лучшим «контейнером» для переживаний ребенка.
2.Учитывайте возраст ребенка
Говорите просто, понятно и коротко, начиная с выяснения того, что ребенок уже знает о происходящем. Так вы сможете разобраться с его страхами и не перегрузить лишней информацией.
Маленьким детям давайте общие знания о вирусе и внушайте уверенность в том, что родители позаботятся о них и о себе: «Вокруг нас много вирусов. Мы болеем регулярно и потом выздоравливаем. Коронавирус распространяется очень быстро, и много людей заболевает одновременно. Чтобы не заболеть и не заразить других, нужно мыть руки, временно посидеть дома, носить маску в общественных местах. Мы делаем все, чтобы не заразиться. Но если заболеем, то будем лечиться».
С детьми постарше уместно обсудить изменения, связанные с вирусом: «Наша жизнь изменилась, а как это для тебя?», «Для меня самое тяжелое — это… А для тебя?»
3.Обсудите его страхи
Для детей от 2,5-3 лет становится актуальна тема смерти, и история с вирусом и количеством умерших может активизировать страх заболеть (за которым прячется страх смерти близких и осознание собственной смертности). Важно объяснить ребенку степень опасности/неопасности для него и близких, но еще важнее поговорить о его страхах, не отрицая их, не обесценивая, а выслушивая.
Помогите ребенку выразить свой страх, назвать его. Скажите: «Ты боишься заболеть. Эти вредные вирусы и правда могут сильно пугать! Никто не хотел бы заболеть, это точно!» Расскажите ему, что все люди испытывают страх: и дети, и взрослые. Бояться нормально.
Конкретизируйте и исследуйте его страх: «Если ты заболеешь, тогда что?» «Чего ты боишься больше всего?», «Вокруг столько разговоров о том, что все болеют, иногда очень сильно. Это может пугать, когда ты слышишь, сколько людей умерло».
Вместе поищите, что можно сделать, чтобы себя обезопасить. Приведите успокаивающие доводы и рационализируйте эти переживания. Объясните, что у страхов есть и полезная сторона: они помогают нам избегать разных опасностей и быть осторожными.
4.Проясните смысл происходящего
Спокойно и четко объясните ребенку, для чего мы сидим дома, почему он пока не может ходить в сад или в школу, почему площадки огорожены лентами, чем опасно скопление людей в торговых центрах.
Расскажите ему, как устроены вирусы. Вы легко сможете найти детские книжки об этом. Обсудите, как вирусы распространяются, как себя обезопасить: не пить из общей посуды, мыть руки правильно — мылом и теплой водой, не менее 20 секунд, тщательно намыливая кисти рук целиком. Это найдет отклик у маленьких детей, поскольку им нравится осваивать новые навыки, узнавать новое.
5.Помогайте справляться с противоречивыми эмоциями
Сейчас их может быть много: «Я рад, что не надо идти в школу, но злюсь, что не пускают гулять», «Мне интересно узнать про вирусы, но мне становится страшно читать об этом». Именно они вводят детей в дисбаланс. Детям в принципе трудно принять амбивалентность. Поэтому посыл такой: «Мир — место замечательное и полное интересных людей, событий и возможностей, но он же может нести опасности, болезни и разочарования. Это нормально. Мы не можем себя обезопасить ото всего, но в наших силах минимизировать риск, делать все, что от нас зависит, чтобы не заболеть, например».
Противоречивые чувства — не самые простые для осознания и тем более для выражения. Например, ребенок очень скучал по папе, когда тот уходил каждый день на работу. Но теперь, когда папа устроил офис в спальне, ребенок не только рад тому, что они обедают и ужинают вместе, но и расстраивается, что, когда папа работает, нельзя шуметь. Папа оказывается не таким веселым, когда его видишь каждый день, а не только по выходным. Или девочка радуется, что не ходит в школу, поскольку не видит ненавистную «англичанку», но очень скучает по своей школьной подруге и веселым играм с ней на переменах.
Не нужно специальной лекции на тему, просто комментируйте возникающие бытовые ситуации
Все это может сбивать с толку. Чтобы говорить о противоречивых чувствах, используйте конструкции: «Как интересно: с одной стороны это так…, а другой вот так….», «Это очень радостно, что папа теперь ужинает с нами каждый вечер и может поиграть с тобой, не тратя время на дорогу домой с работы, но сидеть тихо бывает непросто, это раздражает, что нельзя покричать как следует из-за его конференций из дома, правда?»
Не нужно специальной лекции на тему, просто комментируйте возникающие бытовые ситуации.
6.Верните ощущение контроля
Обсуждая с ребенком нынешнюю ситуацию, сделайте акцент на тех действиях, которые зависят от нас, на нашем собственном вкладе. Маленькому ребенку можно сказать так: «Мы можем сами стараться не заразиться и не заражать других людей, если будем соблюдать правила. Ты знаешь, какие? И детям, и взрослым важно не забывать мыть руки после любого выхода на улицу».
Сыну или дочери школьного возраста объясните: «Мы не знаем, когда это закончится, но можем предполагать. Вот математические модели… Некоторые ученые думают так, а некоторые — вот так». Или: «Мы не можем полностью уберечься от вируса, но можем заботиться о своем иммунитете и здоровье прямо сейчас — высыпаться, делать гимнастику, правильно питаться и соблюдать правила гигиены».
Дети хорошо усваивают информацию в виде картинок: повесьте обучающие плакаты о том, как правильно мыть руки. Можно их нарисовать самим. Можно придумать или найти в интернете стишок, закрепляющий последовательность действий при мытье рук. Так вы поможете снизить ощущение беспомощности у ребенка и простимулируете его личную ответственность за то, на что он может повлиять, а заодно улучшите навыки гигиены.
7.Больше говорите о позитивных чувствах
Иногда мы воспринимаем как должное то, что другие люди делают для нас. Например, перевод занятий в онлайн. Дома могут вестись разговоры о том, как плохо (неумело, медленно, некачественно) школа проводит занятия в новом формате. Наверное, не все идеально, но важно заметить старания других людей, поблагодарить учителей.
Постарайтесь понятно формулировать благодарность: «Очень ценно, что в такое время вы быстро сориентировались и помогаете сохранить обучение. Я очень благодарна всей команде за отзывчивость». Просто скажите «спасибо», ведь многие люди до карантина слыхом не слыхивали о Zoom, Google-таблицах и гиперссылках.
Выражайте при детях позитивные эмоции и учите их делать это. В итоге вы сами наполнитесь благодарностью и поможете им тоже видеть хорошее. И, как следствие, выстраивать более близкие отношения. Не забывайте замечать хорошее в близких, благодарить их и делать комплименты. Это очень важно.
Ребенку можно, например, сказать: «Сегодня у вас впервые был урок онлайн. Представляешь, как непросто организовать весь класс, когда каждый сидит у себя дома? Как думаешь, чем это отличается от уроков в школе? Какие трудности могут быть у учителя? А у детей? Какие трудности это вызвало у тебя? Что сейчас по-другому? Что лучше? Что хуже?»
Супругу или партнеру скажите, как цените то, что он делает для вас или для семьи в целом
Общаясь с ребенком, не переубеждайте его, не навязывайте свою точку зрения. Просто слушайте, отражайте, уточняйте, пытайтесь его понять.
И не забывайте чаще хвалить близких! Ребенка: «Я так рада, что ты сейчас дома. Я смотрю на тебя, и сердце мое наполняется любовью. Ты у меня замечательный!»
Супругу или партнеру скажите, как цените то, что он делает для вас или для семьи в целом, для детей, для ваших родителей. Также важно говорить о том, что вам в нем нравится, делать комплименты. Не просто замечайте, какой он у вас прекрасный (умный, красивый, нежный и так далее), а говорите об этом.
Будьте здоровы физически и психологически!
Об авторе
Наталия Преслер — психолог, психотерапевт, преподаватель. Автор блога о детско-родительских отношениях и книги «Как объяснить ребенку, что…» (Питер, 2020).