1.Стадия существования: от рождения до 6 месяцев
На этом этапе родитель должен удовлетворять потребности ребенка, держать его на руках, разговаривать с ним, повторять издаваемые им звуки. Нельзя относиться к нему грубо или равнодушно, наказывать его, критиковать и игнорировать. Ребенок еще не умеет думать самостоятельно, поэтому необходимо «делать» это за него. Если вы не уверены, правильно ли заботитесь о ребенке, то стоит посоветоваться со специалистами.
2.Стадия действий: от 6 до 18 месяцев
Надо как можно чаще прикасаться к ребенку, чтобы он мог испытывать сенсорные ощущения, — например, с помощью массажа или совместных игр. Включайте ему музыкальные произведения, играйте в развивающие игры. Уделяйте как можно больше времени общению: разговаривайте, дублируйте издаваемые им звуки и старайтесь не прерывать. По-прежнему не рекомендуется ругать или наказывать ребенка.
3.Стадия мышления: от 18 месяцев до 3 лет
На этом этапе надо побуждать ребенка к несложным действиям. Рассказывать ему о правилах поведения, о том, как называются разные вещи и явления. Учить его базовым словам, которые важны для техники безопасности, — «нельзя», «сядь», «подойди».
Ребенок должен понять, что может (и должен) выражать эмоции без ударов и криков — здесь особенно поможет поощрение его физической активности. При этом нельзя запрещать «неправильные» чувства — позвольте ребенку выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Не воспринимайте близко к сердцу его вспышки гнева — и не отвечайте на них агрессией. И не давите на ребенка завышенными ожиданиями.
4.Стадия идентичности и силы: от 3 до 6 лет
Помогайте ребенку исследовать окружающую его реальность: отвечайте на интересующие вопросы и рассказывайте, как устроен мир, чтобы у него не формировались ложные представления о нем. Но некоторые темы обсуждайте с осторожностью — например, различия между мужчинами и женщинами. Вся информация должна быть по возрасту. Какие бы вопросы и идеи ни озвучивал ребенок, ни в коем случае не дразните его и не смейтесь над ним.
5.Стадия структуры: от 6 до 12 лет
В этот период важно развивать в ребенке умение разрешать конфликтные ситуации и принимать самостоятельные решения. Дайте ему возможность нести ответственность за свое поведение — если, конечно, его последствия не предоставляют опасности. Обсуждайте с ребенком разные проблемы и разбирайте варианты их решения. Рассказывайте о жизненных ценностях. Внимательно относитесь к теме полового созревания.
Будучи постарше, ребенок уже может принимать участие в домашних делах. Но здесь важно найти «золотую середину»: не перегружайте его уроками и другими делами, ведь тогда у него не останется времени для хобби и увлечений.
6.Стадия идентификации, сексуальности и сепарации: от 12 до 19 лет
В этом возрасте родителям стоит разговаривать с ребенком об эмоциях и рассказывать о своих переживаниях (в том числе и сексуальных) в подростковом возрасте. При этом нужно препятствовать неподобающему поведению ребенка, четко выражая свое мнение по поводу наркотиков, алкоголя и безответственного сексуального поведения.
Поощряйте его стремление отделиться от семьи и стать независимым. И помните, что любые попытки высмеивать особенности внешности ребенка и его увлечения недопустимы. Даже если вы делаете это «любя».
Главное, о чем следует помнить, — родительская любовь, внимание и забота нужны ребенку на любом этапе взросления. Он должен чувствовать, что находится под защитой, что семья рядом и поддержит его в нужный момент.
Давайте ребенку правильные жизненные ориентиры, оказывайте ему помощь в умственном и физическом развитии. Только не опекайте чрезмерно, пытаясь думать и принимать решения за него. Все-таки ваша ключевая задача — помочь ребенку повзрослеть и стать человеком, который умеет нести ответственность за свои действия и находить выходы из любых жизненных ситуаций.
Об эксперте
Майя Лутай — психолог, сертифицированный транзактный аналитик, автор Школы осознанности.