Мнемотехника
Мнемотехника — это совокупность приемов, которые помогают лучше запоминать и усваивать информацию. Обучение чтению — важнейший навык для ребенка, но не менее важно уметь интерпретировать и воспроизводить полученную информацию. Тренировка памяти — залог успехов ребенка в школе.
Один из приемов мнемотехники — метод ментальных карт, разработанный психологом Тони Бьюзеном. Метод основан на принципе ассоциативного мышления. Он позволяет задействовать оба полушария мозга: правое, отвечающее за творчество, и левое, ответственное за логику. Это также удобный способ структурирования информации. При составлении ментальных карт в центре листа находится главная тема, а все связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.
Наибольшую эффективность дает использование этого метода вместе со скорочтением. Скорочтение учит отсеивать ненужное, быстро анализировать информацию в увлекательном режиме с применением дыхательных и физических упражнений. Элементы мнемотехники можно применять с 8 лет.
Мнемотехника позволяет:
- быстро запоминать и анализировать получаемую информацию;
- тренировать память;
- задействовать и развивать оба полушария мозга.
Упражнение
Дайте ребенку картинки, под которыми написано стихотворение: для каждой картинки одно предложение. Сначала ребенок читает стихотворение и смотрит на картинки, запоминает их. Затем ему нужно только по картинкам воспроизвести текст стихотворения.
Осознанное повторение
Учебный процесс в школах и вузах чаще всего устроен так, что после усвоения определенной темы к ней больше не возвращаются. Получается, что в одно ухо влетело — из другого вылетело. Исследования показали, что учащийся уже на следующий день забывает около 60 % новой информации.
Повторение — это банальный, но самый эффективный метод для запоминания. При этом важно отличать механическое повторение от осознанного. Например, домашние задания должны показать ребенку, что знания, которые он получил в школе, применимы в повседневной жизни. Необходимо создавать ситуации, в которых ученик будет осознанно повторять и использовать на практике полученную информацию. Во время урока учителю также стоит регулярно задавать вопросы по прошлым темам, чтобы дети сами проговаривали и повторяли то, что усвоили.
Система Международного бакалавриата
В топ-рейтинг школ Москвы и страны часто попадают учебные заведения с программой Международного бакалавриата (IB). По программе IB можно заниматься с трех лет. На каждом уроке используются упражнения на разные типы задач: узнать, запомнить, понять, применить, исследовать, создать, оценить. У детей формируется навык исследования, появляется мотивация узнавать и использовать в повседневной жизни новую информацию. Задания, связанные с оцениванием, учат рефлексии и адекватному критическому отношению к своим действиям и действиям других людей.
Система направлена на решение следующих задач:
- укрепление мотивации;
- развитие исследовательских навыков;
- способность к самостоятельной работе;
- развитие критического мышления;
- воспитание ответственности и осознанности.
На занятиях по системе IB дети ищут ответы на мировоззренческие вопросы в рамках шести смежных тем: «Кто мы», «Где мы во времени и пространстве», «Способы самовыражения», «Как устроен мир», «Как мы организуем себя», «Планета — наш общий дом».
На базе Международного бакалавриата строится обучение разным навыкам. Например, обучение скорочтению в некоторых центрах дополнительного детского развития полностью построено по данной системе. Детей, в первую очередь, учат воспринимать текст, и IB позволяет решить эту задачу через понимание, исследование и оценку любого текста.
Проектная и коллективная работа
Родителям важно знать, что их ребенок чувствует себя в школе как рыба в воде. Умение работать в коллективе, находить общий язык с другими людьми — важнейший навык для успешного развития личности. Например, эффективен метод, когда в конце каждого модуля дети на открытом уроке защищают командный проект по определенной теме. Также отлично зарекомендовал себя метод, когда детей в рамках урока объединяют в группы и учат взаимодействовать между собой ради достижения конкретной цели.
Информация воспринимается намного лучше, если ребенок заинтересован в ней
Подготовка проекта позволяет держать фокус внимания на очевидной конечной цели и, соответственно, структурировать всю полученную информацию. Публичная защита проекта развивает навыки ораторского искусства. Здесь часто применяют методы актерского мастерства, развивая лидерские качества детей. Коллективная работа возможна с 3-4 лет.
Игрофикация
Очень важно сделать обучение интересным. Игрофикация проникла в образование с 2010 года. В рамках этого метода учебный процесс преподносится в игровой форме. Через игру дети познают мир и определяют свое место в нем, учатся взаимодействовать, развивают фантазию и образное мышление.
Например, на уроке «Окружающего мира» каждый ученик может почувствовать себя героем и отправиться на исследование Земли. Информация воспринимается намного лучше, если ребенок заинтересован в ней, и она подается увлекательно.
Игрофикацию или социо-игровую педагогику актуальнее всего использовать с первых групп детского сада и до 5 класса. Но и далее, вплоть до выпуска из школы, элементы этих методик должны быть обязательно включены в образовательный процесс. Пример игрофикации: подготовка к школе может быть основана на сказке, где ребенок становится космонавтом, который собирается исследовать Вселенную.
Также данные методики активно используются при изучении ментальной арифметики и робототехники, что позволяет быстрее и эффективнее осваивать эти направления.
Об авторе
Илья Жильцов — владелец и руководитель центра детского развития