«Хор Турецкого», многие команды КВН славятся тем, что в них не участвует ни одной женщины. Чем мешают женщины и насколько сложно управлять мужским коллективом? Попробуем разобраться на примере шоу барабанщиков Vasiliev Groove.
За 11 лет через Vasiliev Groove прошло 150 барабанщиков. Сейчас в основном составе осталось 11 человек. Люди уходили по разным причинам, но основной была неспособность отказаться от конкуренции за лидерство мнений и выдержать жесткий распорядок жизни. Каждый день музыканты репетируют по 6-8 часов в ограниченном пространстве — это рутина, спрятанная за кулисами яркого шоу.
За эти годы в группе выкристаллизовались несколько правил, которых ее участники придерживаются как кодекса чести. Именно благодаря этому костяк команды не меняется уже с 2016 года. Пример группы, возможно, стоит взять на вооружение и другим мужским командам — в любой сфере. Насколько эти правила жизнеспособны? Мы попросили психолога прокомментировать их.
Правило № 1. Жесткая иерархия, вертикаль власти
Кто сегодня главный? Ответ может быть разным в зависимости от ситуации. В группе есть возможность каждому порулить и проявить себя. Но финальное слово всегда за генералом команды — Романом Васильевым, основателем и бессменным лидером Vasiliev Groove.
Когда-то Роман пытался реализовать принципы демократии в своей команде. Но на деле выходило так, что кто-то с кем-то постоянно спорил, рождались обиды, дискуссии, начались группировки «против кого-то». Шла борьба за лидерство, что мешало музыке и созданию шоу.
В итоге Роман понял, что демократия в мужском коллективе, видимо, не самый эффективный способ принятия решений — всем не угодишь. И в 2008 году он объявил, что отныне принимает решения один. Все могут вносить предложения, но обсуждения могут быть только открытыми, а окончательное слово — за ним. Вскоре после этого в команде сменилось три человека — не все были готовы работать в режиме подчинения.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: «Внутри любого закрытого мужского коллектива действуют законы силы, конкуренции и жесткой иерархии, — поясняет клинический психолог, конфликтолог Игорь Ратников. — Как следствие, порядок в группе обеспечивается только жесткой рукой с ее главным инструментом — насилием в той или иной форме.
Политика демократии на первоначальных этапах становления поможет отследить тонкие места коллектива, лучше понять поведенческие механизмы отдельных его членов, спрогнозировать возможные внутригрупповые и межличностные конфликты. И все это пригодится, когда в один момент резко и безапелляционно истинный и единственный лидер напомнит, «кто в доме хозяин», и привнесет новый порядок. Полезно ли это для общего развития проекта? Безусловно. В группах, объединенных единой целью, неравенство компенсируется совместной деятельностью».
Правило № 2. Без мата и опозданий
Дисциплина в группе сравнима с военной. При этом приказы можно обсуждать до тех пор, пока генерал не скажет «Стоп». И эти решения уже не обсуждаются. Кроме того, любые правила действуют для всех без исключения, включая Романа. Например, на репетиционной базе нельзя материться. За вслух сказанное крепкое словцо придется заплатить в общую копилку 500 рублей.
Спустить пар разрешается за пределами базы: хочешь материться — беги на улицу. За опоздание на репетицию больше чем на 5 минут — снова штраф в общую копилку. В конце месяца на «донорские» закупались фрукты на базу. Теперь на них уже не хватает — научились себя контролировать.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: «Продолжаем рассматривать лидерский инструментарий управления коллективом, — объясняет Игорь Ратников, — Здесь и открытость, и доступность, и внимание, и чуткость, и забота. Ведь нельзя творческую личность напрочь лишать свободы, запретить творить, верно? Поэтому милости просим с идеями. Мы все обсудим, и я решу. И никакого мата в «храме искусств» из уважения к месту и процессу. Ты переступил порог — и уже другой человек, лучше. Не забывай! Как наказать мужчину, чтоб запомнил, но было не так обидно? Рублем. А на штрафы — фрукты для всех».
Правило № 3. Никакой конкуренции
Неважно, в чьей голове родилась та или иная идея, — «мы все играем в команде». Никто никому не конкурент, каждый вкладывается так, как может. Если твою идею не приняли сегодня, возможно, в следующем номере ты «поведешь». «Игра в долгую» позволяет по-другому посмотреть на сиюминутные неприятности и не воспринимать компромисс как провал всей жизни. Индивидуального приза за успех нет, только командный — это овации зала, а они не врут. Принцип «неконкуренции» позволяет искать не виноватых, а более удачное музыкальное или визуальное решение.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: «Конкуренция внутри мужских коллективов будет всегда. И совсем ее избежать невозможно, — не согласен Игорь Ратников, — Другое дело, если это идет на благо общего дела, а не продиктовано борьбой за первенство, которая может вообще остановить движение и развитие. Имеющийся в группе потенциал, творческие идеи, успех коллектива напрямую зависят от соблазна борьбы за первенство. А при четком сигнале лидера, что любая твоя идея — наша, уже и общий успех расценивается как личный, а неудачи делятся на весь коллектив».
Правило № 4. Один за всех и все за одного
Если проблемы у одного, помогают все. И здесь речь идет уже не о работе, а об обычных жизненных ситуациях. Даже если проблемы у тебя случились ночью и тебе нужна помощь команды — приедут все. Однако, если ты «накосячил», все будут недовольны. Хором. Роман придерживается четкого жизненного принципа: мужик должен решать проблемы. Любые.
Однажды в 2009 году одному из музыкантов именно ночью понадобилась помощь. Он позвонил Роману, а тот поднял по тревоге всех. На следующий день парни обнаружили, что их, кроме общей работы, теперь связывает удивительное чувство единения, способность выступать единым фронтом за своего товарища.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: «Классика тимбилдинга! Идеи братства, сплоченности присущи фактически любым обособленным группам. Военное братство, землячество, даже мафия и секты… — поясняет Игорь Ратников, — Группа дарит чувство защищенности, семейственности, родства. Группа решит любую твою проблему. Группа вступится за тебя единым организмом. Группа — это ты. На что ты готов ради группы? В таком сплоченном коллективе любое внешнее давление воспринимается легче, а процесс адаптации к внутренним законам проходит легче».
Правила № 5. Любые разборки — за дверью
Не поделили партитуру? Идите разбираться на улицу. Не согласны друг с другом? На улицу. Взбесили друг друга ошибками, «не такой, как надо» игрой? На улицу. И только вдвоем. В конфликт двоих запрещено вмешиваться остальным. Только Роман может выступить третейским судьей. Почему: не должно быть повода для создания «коалиций» по принципу «против кого дружим», это слишком быстро скажется на общем настроении коллектива и, в конечном счете, на качестве работы.
Бывали случаи, когда в запале спорщики назначали «стрелку» для более серьезных разборок. Но приходила вся команда, Роман раздавал всем попкорн, как в кино, и «дуэль» заканчивалась общим гоготом под обсуждение сюжета несостоявшегося блокбастера. Никто со стороны не должен видеть напряжения, даже если члены группы хотят поубивать друг друга в запале. Ученики школы барабанщиков, которая находится там же, где и репетиционная база, не должны догадаться, что у профи назрел острый конфликт. В помощь — как ни странно — улыбка. Волей-неволей, скрывая напряжение, барабанщики вынуждены улыбаться на людях. А на следующий день уже и конфликт кажется исчерпанным.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: «Без конфликтов взаимодействовать в коллективе сложно и, наверное, невозможно, — говорит Игорь Ратников, — А уж в мужском, творческом, закрытом — и подавно. Но важно не показать себя перед коллективом в запале спора с нелучшей стороны и остаться профи в глазах коллег, не скатиться на «бытовуху».
С одной стороны, лидер контролирует коллектив и не дает «пустить волну», спровоцировать подобные претензии. С другой стороны, он собирает свое досье на участников группы, и только он знает все про каждого. Идея с раздачей попкорна — отличный способ снизить градус. Превратить «стрелку», выяснение отношений в фарс, шоу, свести агрессию к смеху и нивелировать ситуацию — только истинный лидер знает свой коллектив настолько, чтоб управлять и этим процессом. Ну и, конечно, создание и поддержание образа «храма искусств», сохранение святости базы, ее безупречности. И извечный атрибут доброжелательности и успеха — улыбка».
Правило № 6. Никаких жен, подруг и детей
Никто не приводит на репетиционную базу ни жен, ни подруг, ни детей. Это же правило распространяется на концерты: за кулисы им вход запрещен. Для чего это сделано? Чтобы никто не отвлекался, чтобы никто не погружался в свои домашние проблемы, чтобы никто не хвастался, в конце концов. Этот принцип подошел далеко не всем — трое участников группы покинули ее.
Роман поставил их перед фактом: либо они перестают водить в гримерки свои семьи, либо могут быть свободны. Перед выступлением музыкант должен быть максимально сосредоточен на сцене, а не отвлекаться на эмоции жены или плач ребенка, не бегать в поисках яблочного сока для него. Роман убежден: жена барабанщика должна понимать, что ее муж — артист, и он будет возвращаться домой ночью, работать в выходные, уезжать на гастроли. Он не понимает, что значит «жена не отпускает в тур», а такое бывало.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: «Как английские моряки, обращаясь к шхуне, как к женщине, не пускали других дам на борт из боязни ревности со стороны корабля, так и в Vasiliev Groove уважают сцену. Перед выступлением есть только она и зритель, — объясняет Игорь Ратников, — Ничто не должно отвлекать, сбивать настрой.
Это на поверхности. Но, на мой взгляд, есть в этом акте отречения, пусть сиюминутного и недолгого, что-то более жесткое и определяющее. Группа жива, пока живут ее история, правила, традиции, кодекс. Никаких женщин — это правило группы, статья кодекса. Ты либо принимаешь, либо нет. Группа выживет без тебя, но не перестанет быть группой. Да, это насилие, но ради цели и ради результата мужчины могут пожертвовать эмоциональным комфортом. Это помогает сохранить единство через закрытость и отстраненность от внешнего мира».
Правило № 7. Звездной болезни — не место
«Поймал звезду»? Тебя быстро вернут на землю. Как проявляется в мужском музыкальном коллективе звездная болезнь? Все начинается с постоянного недовольства: это плохо, а я бы сделал лучше. Когда недовольному указывают на его промахи, он возмущается — мол, что вы понимаете. Из тех музыкантов, кто в разное время ушел по этой причине, мало кому удалось найти место в другой более или менее «крутой» музыкальной группе.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: «Введенные в группе принципы равенства и пресечения конкуренции не позволяют формироваться неформальным лидерам. Никаких «первых скрипок». Есть только основатель, отвечающий за всех и каждого своим именем, и объединенный единой целью коллектив, — продолжает Игорь Ратников, — «Звездность» негативным образом сказывается на дружелюбной атмосфере в коллективе, его сплоченности. И бесспорно, она — помеха лидеру, поскольку нужно находить силы и время на споры и пререкания с «великим». А значит, не будет уделено достаточно времени основной задаче коллектива — ее оптимальному развитию в интересах создания новых ценностей».
Правило № 8. Мы — семья
Этот принцип схож с мушкетерским «Один за всех», но он более интимный. Суть его заключается в том, что все переживется и, что бы ни случилось, нас не смогут разрушить никакие внешние факторы. Мы с ними справимся.
У кого-то депрессия, творческий ступор, не клеятся отношения с девушкой, разругался с родителями? У нас есть кухня, на которой можно выложить все и получить поддержку. Получил «снаружи» негатив о Vasiliev Groove? На той же кухне можешь обсудить. Срочно нужны деньги? Все скинемся. Для семьи нет нерешаемых проблем.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА: «Идея семьи, родства в закрытых коллективах — идея, проверенная временем и показавшая свою результативность, в том числе управленческую, — заключает Игорь Ратников. — Сплоченность и гибкость, как основные показатели «эффективности» семьи с сильным лидером, законами равенства, братства, защищенности высоки и постоянны».