Ирвин Ялом встречает меня на повороте к своему дому. Стоя на перекрестке, заложив руки в карманы и слегка склонив голову, он следит, чтобы я вовремя свернула в нужную сторону.
Почетный профессор Медицинской школы при Стэнфордском университете (США), автор бестселлеров, восторженно встреченных критикой по всему миру, сверхвостребованный психотерапевт, Ялом излучает здоровье: проницательный взгляд, острый ум, точные, порой даже жесткие формулировки смягчаются бархатным тембром его тихого и вместе с тем уверенного, твердого голоса.
За все время интервью он встал всего однажды — чтобы показать мне полученный утром мейл. Это было отправленное из интернет-кафе письмо бездомного бродяги, который нашел в мусорном контейнере роман «Шопенгауэр как лекарство»: «Ваша книга перевернула мою жизнь».
Ирвин Ялом едва скрывает удовлетворение. Можно сказать, круг замкнулся: сын нищих эмигрантов с детства обожал читать, к психологии пришел через литературу и сегодня получил подтверждение тому, что ему удалось успешно объединить обе свои страсти — писательство и психотерапию — во имя главной цели: открыть кому-то путь к душевному покою, ясности и свободе.
Psychologies: Давайте начнем с самого начала — с вашего детства.
Ирвин Ялом: Я родился в Вашингтоне. Мое детство было не слишком радужным. Семья бедная, я рос с сестрой, которая была на семь лет старше меня. Мы жили в квартире на втором этаже над небольшой продуктовой лавкой, которую держали наши родители. В нашем негритянском квартале мы были единственной белой семьей. Я вспоминаю это время без особой радости.
Выходить из дома было небезопасно, да и дома было невесело. Родители наши были людьми старой формации, они плохо разбирались в современной американской жизни, да и нами заниматься им было некогда: они работали очень много и тяжело, по 12 часов в день, шесть дней в неделю.
По сути, я не знаю, как я вырос таким, какой есть. Похоже, я сделал себя сам. Точнее, литература сделала меня таким
Наверное, вы тогда чувствовали себя чужим в том кругу, где вам довелось расти?
И. Я.: Знаете, все мои друзья были темнокожие. И очень быстро в моей жизни возник «еврейский вопрос». Мои родители эмигрировали в 1920-х годах из России, спасаясь от погромов. Точнее, они жили где-то на границе России и Польши (мой отец как-то сказал, что еще одной русской зимы он бы не пережил).
Позднее немецкие нацисты сровняли с землей их маленькую деревушку, сейчас от нее и следов не осталось. Родители напрямую никогда не говорили со мной о моих еврейских корнях, но сами были очень привержены еврейским традициям и культуре. Они читали газеты на идише, все их друзья тоже были евреями. При этом они не были религиозны, и из всех праздников мы отмечали только Хануку.
Я никогда не стремился узнать о своем происхождении еще больше. А несколько лет назад я читал лекцию в России и внезапно, обедая в украинском ресторане, понял, откуда я родом: у борща был точно такой же вкус, как у того, что готовила моя мама.
Ну а в школе, где царили весьма ощутимые антисемитские настроения, моя национальность причиняла мне немало неприятностей. Очень скоро я привык находить утешение в чтении. Я погружался в книги, которые с жадностью набирал в муниципальной библиотеке. Родителей своих я никогда не видел за чтением книг.
По сути, я не знаю, как я вырос таким, какой есть. Похоже, я сделал себя сам. Точнее, литература сделала меня таким. Где-то к десяти годам я страстно полюбил читать романы. С тех пор эта страсть не покидает меня. До сих пор изо дня в день я живу, погрузившись в какой-нибудь роман…
Толстой и Достоевский сформировали мою философию, психологию, мои отношения с обществом. Благодаря этим двум писателям я научился понимать сокровенные глубины и тревоги человеческой души.
Его путь
- 1931 Родился в Вашингтоне (США) в семье эмигрантов из России.
- 1946 Встретил свою будущую жену Мэрилин.
- 1964 Получил диплом психотерапевта.
- 1970 Выпустил первую книгу «Групповая психотерапия: теория и практика».
- 1980 Выпустил первый роман «Экзистенциальная психотерапия».
- 1994 Профессор Стэнфордского университета (США).
Вам было 10 лет, когда на ваших глазах семейный доктор спас жизнь отца, у которого случился инфаркт. Тогда вы и решили посвятить себя медицине, нашли свое призвание?
И. Я.: Да, действительно была такая история. Но независимо от нее выбор медицинского поприща для меня был предопределен, поскольку в те времена это была «классическая» карьера для отличников из среды еврейской иммиграции.
По сути, возможны были только два варианта: либо заниматься медициной, либо продолжать семейный бизнес. Как мы шутили — становишься либо врачом, либо неудачником. Если бы я знал, что могу стать писателем-романистом, все могло бы сложиться иначе. Но я не был знаком ни с одним писателем. И не знал, что такое возможно. Однако я со всей определенностью могу сказать, что выбрал своей специализацией психотерапию благодаря чтению великих русских писателей.
Помню страшное напряжение во время обучения в колледже: работать приходилось сутки напролет. Первое время я чувствовал, что по уровню моей подготовки я изрядно отстаю от товарищей. Я так много работал, что было не до размышлений, нужно было накапливать, собирать знания.
Очень сильной мотивацией для нас была пятипроцентная квота: именно такой процент студентов-евреев допускался в медицинских учебных заведениях. Поэтому, чтобы иметь возможность продолжать обучение, нужно было делать все на отлично. Кроме того, я стремился закончить колледж не за четыре года, как все, а за три. Я был влюблен в мою будущую жену Мэрилин и хотел как можно скорее на ней жениться. Я боялся ее потерять.
Одна из ваших самых известных книг называется «Экзистенциальная психотерапия». Вы создали этот метод и применяете его в вашей практике. Вы можете рассказать, в чем его суть?
И. Я.: Экзистенциальной психотерапии как таковой не существует. Чтобы применять ее на практике, нужно хорошенько освоить разнообразные терапевтические техники и глубоко интересоваться экзистенциальными вопросами.
Что значит жить? Как относиться к смерти? Как найти смысл жизни? Даже если вам удалось найти верного спутника жизни, как принять мысль о том, что умирать вы будете в одиночку — так же, как и пришли в этот мир?
Если вы начнете по-настоящему размышлять о собственной жизни, вы неизбежно придете к этим экзистенциальным вопросам — о смерти, об одиночестве и о смысле жизни. Экзистенциальная психотерапия в этом и состоит: обращаться к этим метафизическим темам в рамках курса лечения.
Меня всегда глубоко интересовала философия — не та, что связана с областью математической логики, а та, что занимается вопросами смысла жизни. И я не вижу причины противопоставлять философию и психотерапию. Обе эти дисциплины занимаются самыми важными вещами.
Однако приходится признать, что далеко не всех пациентов интересуют такие проблемы. Конечно, эти вопросы присутствуют в их жизни, но ко мне они приходят не за их разрешением. Людей в первую очередь волнуют брак, любовь, карьера… И я занимаюсь с пациентом тем, что ему больше всего нужно в данный момент.
Влияет ли внимание к таким экзистенциальным вопросам на вашу терапевтическую практику и отношения с пациентом?
И. Я.: Безусловно. Если вы понимаете, что мы, люди, все плывем в одной лодке и всех нас ждет одна и та же перспектива — перспектива исчезновения, тогда вы как терапевт выбираете иной путь.
Я не устанавливаю дистанцию с пациентом, не стараюсь занять нейтральную позицию. Я вступаю с ним в отношения. Я стараюсь в точности понять, что он хочет мне сказать, и отвечаю ему, не играя при этом роль духовного наставника.
Моя цель состоит в том, чтобы не позволить людям поддаться искушению подчиниться какому-то «верховному» существу, идеологии или религии. Наш диалог должен не связывать, но освобождать.
Вы даете много советов и указаний в течение курса терапии?
И. Я.: Я не хочу, чтобы меня воспринимали как некое всеведущее существо. На мой взгляд, хороший психотерапевт не должен выступать в такой роли. Я говорю о том, что знаю, и спокойно признаю, если чего-то не знаю. Когда я могу, я даю ответы на вопросы.
Иногда мне даже приходилось заниматься саморазоблачениями. Например, с Джинни, моей пациенткой, героиней и соавтором книги «Хроники исцеления. Психотерапевтические истории», она проходила у меня курс терапии больше сорока лет назад.
И мне пришла в голову революционная для того времени идея: а что если Джинни будет знать, что я думаю и чувствую по ходу наших сеансов? И я давал ей читать свои заметки — этого никто еще никогда не делал.
Я уверен, что каждый пациент задает себе вопрос: а что мой врач думает обо мне? И я открыт к такому разговору. Я считаю, что они имеют право спросить у меня о том, что, я думаю. И всегда им говорю, что, если хотят, пусть спрашивают.
И каждый раз, когда я это делал, результаты были превосходными: это оживляет процесс терапии, дает материал для следующих сеансов. Пациенты видят, что вы с ними искренни, что их не осуждают и они могут высказываться свободно.
Но как же быть с доброжелательным нейтралитетом, который настоятельно рекомендовал Фрейд?
И. Я.: Прежде всего я думаю, что этот принцип нейтралитета устарел. Это интересно в теории, но в терапии не приводит к успеху. Психотерапия — это прежде всего отношения, и лечит именно эта связь. К тому же я уверен, что сам Фрейд занимал очень активную позицию, встречаясь со своими пациентами: он внедрялся в их жизнь, очень много с ними разговаривал.
Я главным образом работаю с отношениями, которые мои пациенты поддерживают с другими людьми. Часто именно для этого они и приходят консультироваться: чтобы изменить свои отношения с родителями, возлюбленными, друзьями… Но дело в том, что с этими людьми я никогда не встречусь.
Поэтому я рассматриваю те отношения, которые развиваются между пациентами и мною. Я открываю им глаза на некоторые вещи, если считаю, что это может быть для них полезно, могу указать на какие-то изъяны, и мы можем вместе работать, анализируя эти трудности и сложные узлы.
Но если вы говорите о себе, не рискуете ли вы блокировать «перенос» вашего пациента: помешать ему сделать из вас любимого отца, отсутствующую мать?
И. Я.: Для того чтобы произошел перенос, вовсе не обязательно быть молчаливым и непроницаемым, он произойдет в любом случае, поскольку это очень мощная сила.
Вы знаете, я сам три года проходил курс психоанализа со специалистом, который стойко придерживался традиций и был очень «дистантным». И у меня осталось чувство, что я только зря потерял время. Я не хочу держать дистанцию. Я хочу быть человечным, хочу взаимодействовать.
Я предпочитаю работать лицом к лицу. Я предлагаю кушетку тем, кто очень застенчив и не может смотреть мне прямо в глаза
А как проходят ваши сеансы?
И. Я.: Как правило, они длятся от пятидесяти минут до часа с частотой один-два раза в неделю. Часто я начинаю со снов. Это прекрасный способ добраться до бессознательного. Тем, кто не помнит своих снов, я даю совет: всегда кладите рядом с кроватью карандаш и бумагу, а утром, перед тем как открыть глаза, спрашивайте себя: «Что мне снилось?»
Иногда достаточно одного слова, чтобы появилась ниточка. И потом сон целиком всплывает в сознании. Иногда на это уходят месяцы, но в конце концов это случается. И когда пациенты приносят мне свои первые сны, они часто бывают полны энергии.
Вы используете вон ту кушетку позади вас?
И. Я.: Очень редко. Я предпочитаю работать лицом к лицу. Я предлагаю кушетку тем, кто очень застенчив и не может смотреть мне прямо в глаза, или тем, кто устал, плохо себя чувствует.
В последнее время вас заинтересовали какие-либо новые психотерапевтические методы? Вы их не применяли в своей практике?
И. Я.: Нет. Я работаю с тем, что знаю хорошо. Сейчас я принимаю гораздо меньше пациентов, чем раньше. Я уже стар и не берусь за те случаи, где курс терапии может продлиться больше года. Я не хочу, чтобы пациенты слишком от меня зависели.
Я больше не работаю с людьми в тяжелой депрессии или с теми, кто проходит курс интенсивной лекарственной терапии. По сути, большую часть своего времени и сил я отдаю написанию книг. Мне нравится писать разные истории. Где-то в глубине души я всегда считал, что создание хороших книг — это самое лучшее занятие на свете.