Любая женщина знает, что старый добрый поход за покупками — сильнодействующая антистрессовая терапия. Как экстренная, так и постояннодействующая. Только не пробежка по слякотному рынку с авоськами наперевес и не торжественное экскурсионное посещение дорогих бутиков с фигой в кармане.
Не надо крайностей. Терапевтический шопинг — это когда со вкусом идешь, с расстановкой выбираешь, быстренько расплачиваешься, а потом дома еще рассматриваешь. После чего с удовольствием используешь по назначению. Тогда — да. Тогда — получаешь релакс.
И не думайте, что нужна куча денег. Главное — не дать себе застрять в своем унынии. Ослабить напряжение поможет даже мелочь. Иррациональному правому полушарию, на которое мы и пытаемся воздействовать, абсолютно наплевать на сумму покупки — оно не различает больших и малых приобретений (так же, кстати, как больших и малых потерь). Именно поэтому счастливыми нас иногда делает букетик фиалок, а несчастными — стрелка на колготках.
Так что даже вечерняя прогулка за кефиром порой оказывается спасительной сменой обстановки. Только подход нужен верный. Применить его легче всего в супермаркете, где не надо тянуться через прилавок и объяснять уставшему продавцу: «Дайте мне вон те грибы, но не в железной, а в стеклянной банке. Нет, не в этой, поменьше. Не резаные, а целые. Ой, ну ладно, давайте большую…»
Супермаркеты — это сосредоточение множества мирных возможностей разогнать тоску, не впадая в крайность и не вступая в прямое общение. Последнее немаловажно: в подавленном состоянии не всегда хочется разговаривать даже с самыми родными людьми. Во-первых, товаров в супермаркетах много, что автоматически способствует применению верного психотерапевтического приема — «растаскивания» взгляда.
Взгляд уставшего человека или человека, погруженного в свои невеселые мысли, направлен как бы внутрь себя (то, что мы называем «глаза в кучку»). Справедлива и обратная зависимость: когда глаза разбегаются, рассеивается и внутреннее напряжение. Помните: зрачки должны дрожать! Это их естественное и здоровое состояние.
Когда мы в депрессии, очень нелегко специально заставлять себя смотреть по сторонам и приглядываться к мелким деталям, а в большом магазине это происходит само собой. Бонус — возможность испытать приятные тактильные ощущения. Пошуршать обертками, повертеть баночки, коробочки, пакетики с продуктами. В магазине одежды можно пощелкать застежкой сумки, пощупать фактуру тканей, прикоснуться к холодным перламутровым пуговицам. И рассматривать, рассматривать!
Главное — делать это не спеша, сосредотачиваясь на том, что перед глазами. Правильно говорят: «когда моешь чашку — думай о чашке». Когда смотрите на яблоко или мармелад на полке — думайте о них!
Эти простые манипуляции возвращают и повышают чувствительность, а значит, сохраняют контакт с внешним миром, не дают зарасти каналам, по которым к нам поступает информация извне. Что тоже важно, ведь депрессия заставляет от всего отгораживаться, уходить в себя.
У любого человека один из трех способов восприятия мира: обоняние, осязание, зрение — превалирует над двумя другими. Кому-то важнее увидеть, кому-то — пощупать, кому-то — понюхать. В супермаркете можно задействовать все каналы восприятия.
И еще один важный момент. В магазине мы уверенно, как дома, лезем в холодильник и привычным движением берем с полки йогурт, и в этом тоже есть элемент психотерапии. Подсознание воспринимает обстановку большого магазина так: всего много, все вкусно и доступно — а значит, в жизни больше доступного, чем недоступного. И это правильно.
Конечно, поход в магазин как средство антистресса работает только в том случае, если вам стало грустно относительно недавно. Если же это состояние длится месяцами, важно как можно скорее обратиться к специалисту. Пытаться сбежать от проблем в «МЕГУ», годами проводить в торговых центрах все выходные тоже опасно. Причем по тем же причинам.
Если человек не хочет уходить из магазина, где все действует на него позитивно: освещение, дизайн, яркие краски, множество красивых вещей — у него мегаломания. Это зависимость, подобная той, что возникает у игроков казино и игральных залов.
И все же искушениям супермаркета надо поддаваться. Это не грозит катастрофой и разорением. Будучи в трезвом уме и здравой памяти, не стоит маниакально контролировать себя. Не хотите? Не покупайте. Но если сильно захотелось — надо брать! Это точно.
А если сильно захотелось, но вам такое нельзя, — надо купить в подарок кому-то, кому можно. Это хитрость через насыщение удовольствием от покупки.
Купил, подарил, угостил — будто сам съел.
Об авторе
Елена Мкртычан — психотерапевт, психолог, арт-терапевт.