Сложное слово «геймификация» незаметно и прочно вошло в нашу жизнь. Мы не замечаем, как с азартом собираем купоны в гипермаркете, чтобы купить на них «очень нужную» десятую сковородку. Как набираем баллы и получаем золотые статусы в приложениях такси.
«Что наша жизнь? Игра!» Классик вряд ли предполагал, что в первой четверти XXI века его фраза станет моделью мира. Игра проникает во многие сферы нашей жизни. Даже в такие серьезные, как бизнес, где, казалось бы, точно не до развлечений. Но именно через игровые механизмы лучше всего усваиваются новые знания и навыки, убеждена бизнес-тренер Анастасия Шемонаева.
«Геймификация иногда направлена на внешние процессы — это, как правило, взаимодействие с клиентами, покупателями. А бывает геймификация внутренних процессов, которые можно выстраивать, менять, развивать через тот или иной игровой формат», — поясняет эксперт.
Но есть нечто, что объединяет оба направления, — это интерес. Именно благодаря ему игры привлекают внимание и клиентов, и сотрудников. Интерес «приправляется» азартом, выгодой и желанием стать победителем.
«Любой процесс рано или поздно наскучит, — рассказывает Анастасия Шемонаева. — Усталость накапливается. Даже регулярное обучение персонала не помогает. Допустим, в некой компании на протяжении многих лет успешно работают классические бизнес-тренинги. Но постепенно руководители и HR-менеджеры начинают замечать, что люди подают заявки на обучение, а до самого тренинга так и не доходят. А все потому, что исчезают мотивация и эмоциональная вовлеченность. Компания начинает искать новые способы взбодрить коллектив. И тут на помощь приходят игровые инструменты».
От квеста до бизнес-симуляций
Но из чего складывается успех игры? В ней обязательно присутствует элемент соревновательности. Нам с детства знакомо стремление выиграть, победить, обойти по очкам, стать первым, забить мяч в ворота противника.
«В процессе игры растет интерес к теме, желание получить новые знания. Человек входит во вкус, потому что хорошая игра увлекает, — уверена бизнес-тренер. — Она помогает не только достичь цели, но и узнать свои возможности. Нам важно себя похвалить — вот какой я молодец, сделал такой хитрый ход, набрал столько-то очков или выиграл в финале».
Также игры обычно забавны, юмор — одна из основных составляющих игрового процесса. В жизни и так много серьезных дел и проблем. А смех помогает раскрепоститься, дает энергию. «Когда много энергии, легче запоминать информацию по теме, которую мы изучаем, играя», — поясняет Анастасия Шемонаева.
Стресс блокирует творческие порывы, креативное мышление. А игра помогает их высвободить
Формат игры зависит от целей и задач, которые ставит компания. Например, квесты помогают в командообразовании. Сотрудникам нужно пройти определенные «испытания», выработать алгоритмы, найти решения. Возможно, перед ними поставят конкретную производственную задачу, или в процессе игры надо будет генерировать идеи. Иногда деловые игры основаны на реальных бизнес-процессах конкретных компаний. Но чаще они универсальны для всех.
«Например, руководителям нужно научиться управлять подчиненными, — объясняет эксперт. — Они на «игровом поле» сталкиваются с ситуациями, которые могут возникнуть в настоящей корпоративной жизни. Либо игра становится инструментом оценки сотрудников. Благодаря игре уровень стресса понижается. Вовлекаясь в игровой процесс, люди забывают, что их оценивают. Результаты «игроков» выше, чем при прохождении теста или внутреннего экзамена. Потому что стресс блокирует творческие порывы, креативное мышление. А игра помогает их высвободить».
Бизнес-симуляции — это деловые игры, максимально приближенные к реалиям компании в целом или отдельных ее подразделений. Часто такие игры разрабатываются под конкретного заказчика, его производство и продукцию. Эту игру нельзя применить в другой корпорации. Она — эксклюзивный продукт. Например, все новые сотрудники участвуют в игре и благодаря ей узнают внутренние правила, алгоритм производственных процессов, бизнес-задачи, корпоративные ценности.
«Такие игры работают лучше любых инструкций для новичков. Запомнить информацию легче играя», — заключает Анастасия Шемонаева.
Главная задача — отработать навык, а не вызвать дополнительные переживания
Игровое дистанционное обучение позволяет в онлайн-формате выполнять задания, добираться до определенного уровня. Все сотрудники вовлечены в процесс, они сравнивают уровни и баллы друг друга. Вновь срабатывает элемент соревновательности.
Но в играх бывают не только победители, но и проигравшие. Не слишком ли болезненно это для сотрудников и не сыграет ли злую шутку, демотивировав аутсайдера, вместо того чтобы воодушевить на трудовые подвиги?
«Наоборот. В бизнес-играх проигравших нет, ведь главная их задача — отработать навык, а не вызвать дополнительные переживания. Рабочий процесс и так часто сопряжен с негативными переживаниями, неизбежными для той или иной деятельности. Например, менеджеры отдела продаж часто испытывают стресс во время «холодных звонков», — приводит пример Анастасия Шемонаева. — Это когда приходится по телефонной базе обзванивать потенциальных клиентов и предлагать услугу или товар. Продавцы сталкиваются с отказами, грубостью.
В безопасной игровой обстановке они учатся работать с отказами и в реальной ситуации смогут применить выработанные алгоритмы. Тогда брошенная трубка не станет катастрофой. Как раз эти навыки и развивает моя авторская настольная бизнес-игра «Управляя сопротивлением клиента». А кроме того — и это принципиальное отличие бизнес-игры, — за эмоциональным состоянием игроков обязательно следит ведущий».
Геймификация процессов
Во многих компаниях у каждого сотрудника есть план, который он изо дня в день, из месяца в месяц выполняет. Выполнил — выдохнул, выполнил — выдохнул. Сотрудник пребывает в постоянном напряжении. Эмоциональное выгорание в таких компаниях очень высоко.
«Если требования, обязательные для бизнес-результата, оформить как игру, то уровень стресса снизится, а выгорания удастся избежать. Предположим, сотрудник не только выполняет план, но и нарабатывает баллы, продвигается вперед и в конце года получает какой-то бонус или «плюшку» от работодателя — поездку в другой город или страну, путевку в санаторий или ценный подарок. Он делает то же, что обычно, но у него появляется дополнительный моральный и материальный стимул. Он работает и при этом получает удовольствие от процесса и видит результат», — рассказывает бизнес-тренер.
Только личная заинтересованность может стать настоящим стимулом
Но везде ли уместны корпоративные игры? И насколько это занятие добровольное? Чтобы игра действительно стала командообразующей, стимулирующей и интересной, ее необходимо тщательно подготовить. Заранее сообщить о ней коллективу, чтобы ее ждали, предвкушали с азартом. Если руководитель столкнулся с сопротивлением, стоит задуматься: правильную ли игру он подобрал, не слишком ли его сотрудники загружены. Если у них нет времени или они уже выгорели — игру проводить бессмысленно.
До сих пор некоторые предприятия используют систему штрафов. Понятно, что сотруднику не хочется тратить целый день на «развлечения», если ему придется потом работать в выходные, чтобы выполнить план и не потерять деньги.
«Я встречалась с руководителями, которые считают, что чем они жестче, тем подчиненные лучше работают. Это не так. Только личная заинтересованность может стать настоящим стимулом. Или есть другая крайность: начальник начал игру, но за процессом не следит. «Вы играйте, а мы в конце ждем результат». Это неправильно. Если мы хотим, чтобы игра повысила эффективность команды и успешность бизнеса, нужно держать руку на пульсе, быть внимательным к настроению людей, к их эмоциональному состоянию. А лучше всего — пригласить тренера, который умеет профессионально внедрять геймификацию в бизнес-процессы», — считает Анастасия Шемонаева.
Настольные бизнес-игры
Одним из самых любимых инструментов стали настольные бизнес-игры, разработанные под цели и задачи компании. В них «производятся» и «продаются» товары и услуги именно этой организации. Иногда они брендируются. Есть несколько видов таких настольных игр.
Навыковые
Игры, которые формируют навык. Например, учат управлять коллективом или работать с несговорчивыми клиентами. Сотрудник начинает игру с одним уровнем подготовки, а заканчивает — с другим.
Игры-симуляции
Помогают понять бизнес-процессы в компании в целом или в отдельном подразделении, на определенном этапе производства. Подходят для адаптации сотрудника. Часто включают в себя и навыковую игру.
Трансформационные
Затрагивают более глубокие процессы и меняют убеждения сотрудника, снимают внутренние ограничения, помогают понять себя и свою роль в команде.
Коучинговые
Ориентированы на поиск какого-либо решения в группе. Основаны на групповом коучинге, когда в начале нет единого решения по конкретной задаче, а в финале оно появляется.
Стратегические
Помогают увидеть перспективу, выработать долгосрочный план, стратегию.
Об авторе
Анастасия Шемонаева — основатель и генеральный директор компании «Шемонаева Consulting». Бизнес-тренер, коуч, разработчик бизнес-игр. Подробнее на ее странице.