Psychologies: Мария, фильмы и сериалы, героями которых становятся психологи и психотерапевты, появились у нас относительно недавно…
Мария Лемешева: Это новая территория для нашего кино. В советском кинематографе подобных проектов быть не могло, потому что психотерапии в современном ее понимании у нас попросту не было. Социалистическая модель счастливого человека была единой для всех и не предполагала нюансов: если ты выполнял и перевыполнял план, участвовал в самодеятельности, выпускал стенгазету и являлся членом семьи, то никаких проблем, кроме борьбы с мировым империализмом, у тебя быть не могло. Тунеядцы могли быть отправлены на перевоспитание. Вот и вся психология!
Конечно, я немного утрирую, но думаю, что смысл моей иронии ясен: в те времена разговоры о выгорании на работе и детских травмах никто не вел. А обсуждение внутренних проблем, выходящее за пределы кухни, считалось чем-то постыдным и недостойным советского человека. На экране это тоже обсуждалось иными средствами.
P.: Но в девяностые ветер переменился…
М. Л.: Да. Правда, в сознании обывателя психотерапия сначала заняла место где-то между астрологией и экстрасенсорикой. Относиться серьезно к ней стали гораздо позже. Сегодня же… Не скажу, что легко могу представить токаря из маленького городка, который после смены спешит на групповую терапию, дабы проработать свои детские психотравмы. Но в крупных городах и среди людей с высшим образованием консультации с психологом давно стали нормой. И уж точно лишились флера чего-то постыдного. Стендаперы со сцены через одного признаются в том, что прорабатывают свои проблемы со специалистом. Что лишь укрепляет общество во мнении, что это нормально.
P.: Именно поэтому сериалы о работе психотерапевтов стали так популярны?
М. Л.: В том числе, да. Мы стали гораздо внимательнее относиться к нашему внутреннему миру (например, мы поняли, что депрессия — не каприз и не блажь, а болезнь, которую нужно лечить). И, соответственно, мы стали интересоваться тем, что происходит у других людей в головах, как принадлежность к тому или иному психотипу влияет на поведение человека и так далее. Этот интерес нашел свое место на экране.
Плюс в такого рода проектах мы видим персонажей, которые пытаются выкарабкаться из проблем, хорошо нам знакомых.
Мы ждем нечто вроде рецепта по выходу из сложной ситуации. Это тоже важно
А что до формы, то тут сериалам о психотерапевтах повезло: многие элементы они позаимствовали у детективных проектов. Это касается динамики, построения диалогов, подачи материала, визуальной составляющей… Плюс некоторые из них или впаяны в детективные расследования (например, когда главный герой — психолог-криминалист), или копируют формат вертикальных сериалов, рассказывающих о житье-бытье детективных агентств. Только вместо следователей и оперативников в кадре — психологи и психотерапевты, которые каждую серию занимаются каким-то определенным случаем (например, по такому принципу построена «Клиника счастья» с Дарьей Мороз).
И, конечно, в этой нише нам есть на что равняться: в мировой кинематографии проектов такого рода довольно много. Из последних назову «Пациентов» (2008), «Обмани меня» (2009), «Алиениста» (2018), «Психиатра по соседству» (2021), «Терапию» с Харрисоном Фордом (2023) и так далее.
P.: Один из шедевров киноклассики в этой области — «Человек дождя» Барри Левинсона с Дастином Хоффманом и Томом Крузом. Ждать ли нам чего-то подобного от российской киноиндустрии?
М. Л.: В мировом кинематографе проектов о людях с ментальными особенностями очень много — как в авторском кино, так и в мейнстриме. Помимо «Человека дождя», о котором вы говорите, есть отличный (невероятно жизнеутверждающий!) «Арахисовый сокол» Тайлера Нилсона и Майка Шварца, «Я — Сэм» Джесси Нельсон, «Что гложет Гилберта Грейпа» Лассе Халльстрёма (в главных ролях — юные Джонни Депп и Леонардо ДиКаприо). И, конечно, первоклассный сериал «Хороший доктор», рассказывающий о молодом враче с синдромом саванта, который стал великолепным хирургом.
В российском кино такие проекты только начали появляться. Чуть ли не первой ласточкой стала короткометражка Владислава Иконникова «Уличное освещение» — о «солнечном» парне, которому нравится зажигать свет в жизни людей. Главную роль в ней сыграл Григорий Данишевский — молодой актер с таким же диагнозом. Сейчас он снялся в полнометражном дебюте Романа Косова «Правила Филиппа» (продюсер — Ренат Давлетьяров), фильм стал лауреатом фестиваля «Окно в Европу». Там же была представлена
«Филателия» — о девушке с ДЦП и легкими ментальными отклонениями, которая тем не менее сумела найти и отстоять свою любовь
Немало фестивальных призов собрал недавний режиссерский дебют актера Ильи Маланина «Ненормальный» про мальчика с физическими и психическими проблемами, который благодаря заботе совершенно чужого человека стал пианистом-виртуозом. Также в этом году в онлайн-кинотеатрах вышел сериал «Она такая классная!», ставший первой многосерийной историей, в которой человек с расстройством аутистического спектра становится не вспомогательным персонажем, а главным героем. Сыграл его Лев Зулькарнаев, получивший за эту работу приз «За лучшую мужскую роль» на фестивале «Пилот».
P.: Почему такие проекты важны?
М. Л.: Они помогают нам понять, что «солнечные» люди способны социализироваться. Посмотрите на Григория Данишевского — это отличный актер, способный сыграть главную роль. Или Челси Вернер — американская гимнастка с синдромом Дауна. У людей с таким диагнозом врожденные проблемы с координацией, любое движение дается им в разы труднее, чем нам. Тем не менее Челси двадцать лет занимается спортивной гимнастикой, сумела выиграть два чемпионата мира среди параолимпийцев и выполняет такие сложные элементы, которые нам с вами никогда не освоить!
Еще пример: российский танцевальный дуэт «Фортуна» Александры Федоровой и Сергея Ставера. Пара несколько лет участвует в конкурсах бальных танцев и каждым выходом на паркет доказывает, что их диагноз — не приговор! Так что такие фильмы и сериалы необходимы, и прежде всего нам. Мы должны перестать относиться к ним свысока.
P.: Вернемся к проектам о психологах и психотерапевтах — почему на экране представители этих профессий, мягко говоря, не лишены странностей? Сапожники без сапог?
М. Л.: Потому что так интереснее! Идеально правильный герой, эдакий «рыцарь без страха и упрека», всегда предсказуем в своих решениях и поступках — и поэтому предельно скучен. Герой рефлексирующий, противоречивый, отчаявшийся, прячущий десяток скелетов в шкафу, всегда интригует. Он двигает действие вперед и заставляет нас прилипнуть к экрану: мы пытаемся разгадать причину его странного поведения.
P.: То есть персонажи без загадок и странностей не способны удержать зрительское внимание?
М. Л.: Именно так! Особенно если нужно удержать интерес аудитории на длинной дистанции — в течение 8-10 серий, а то и нескольких сезонов. Именно поэтому главный герой сериала «Псих» Федора Бондарчука, сыгранный Константином Богомоловым, — чудик и социопат, не способный жить в ладу с самим собой и с окружающим миром. А персонаж Максима Матвеева («Триггер») выталкивает своих клиентов из зоны комфорта в том числе и потому, что он не в состоянии найти успокоение сам.
Нескончаемые внутренние бури превратили его в закоренелого циника, и этот цинизм вперемешку с болью руководит его поведением. Но при этом ему не чужда эмпатичность, так как он хорошо понимает, что значить ощущать неуспокоенность, невозможность договориться с близкими и с самим собой и испытывать постоянные сомнения. И тут нужно отдать должное Максиму Матвееву, сыгравшему Стрелецкого. То, как порой в кадре теплеют его льдисто-синие глаза, хорошо показывает переход от безжалостности врача к состраданию человека.
Кстати, не стоит забывать, что в «Триггере» есть и еще один врач-психотерапевт, не способный уладить конфликт в своей собственной семье, — Стрелецкий-старший в исполнении Игоря Костолевского.
Не может решить свою проблему и гипнолог-психиатр Юрий Шталь (Гоша Куценко) из «Инсомнии» Ольги Френкель: как только он закрывает глаза, на него начинают охоту призраки прошлого
Пасуют перед самодиагностикой и девушки с успешной врачебной практикой из комедийного сериала Романа Фокина «Психологини»: им нужна помощь со стороны. Но и в реальной жизни психологи обязаны проходить супервизию.
Несколько иначе устроена «Клиника счастья» с Дарьей Мороз: главная героиня здесь в меньшей степени «заражена» цинизмом и «странностями», чем персонаж «Триггера», — она ближе и понятнее нам. Тем не менее, хоть ее агентство и занимается поиском личного счастья для своих клиентов, ее собственная жизнь отчаянно трещит по швам.
P.: А в полном метре?
М. Л.: Да, в общем, то же самое. Этот прием можно встретить и там. К примеру, в дебютном фильме Алексея Степанова «Осьминог» персонаж Даниила Воробьева, успешный семейный психолог, устраивает сеанс групповой терапии — но лишь для того, чтобы разобраться с собственными внутренними демонами. Вступив с ними в борьбу, он примеряет на себя сразу несколько ролевых моделей, имитируя поведение мужчин, с которыми сталкивались в жизни его клиентки.
P.: Похоже на раздвоение личности… Кстати, персонажи с таким диагнозом тоже встречаются в кино довольно часто.
М. Л.: Вы правы. Один из самых ярких примеров — психологический фильм ужасов «Сплит» режиссера М. Найта Шьямалана с гениальным Джеймсом МакЭвоем в главной роли. Он играет маньяка-психопата со множественным расстройством личности: в нем уживается одновременно 23 абсолютно разных «человека».
Или давайте вспомним недавний сериальный хит российского кино — «Волшебный участок» Степана Гордеева. В нем есть обаятельный и очень опасный персонаж — Горыныч Павла Деревянко. И это классический пример «расТРОЕния» личности, только в юмористической и сказочной коннотации.
Встречаются такие персонажи и на театральной сцене. К примеру, могу назвать «Комнату Адлера» в Театре Ермоловой (автор пьесы — Анастасия Букреева). Ее главный герой реален — это Билли Миллиган, один из самых известных пациентов судебной психиатрии. Косвенно он стал прототипом героя МакЭвоя в фильме «Сплит»: в нем тоже «прятались» 24 личности — разного пола и национальностей.
Кстати, доктор Адлер в исполнении Олега Меньшикова — тоже человек неоднозначный, борющийся со своими демонами. И это лишь малая вершина айсберга. На самом деле всякого рода психологических триллеров или проектов, имеющих отношение к психотерапии, очень много — и их число будет постоянно увеличиваться. Ведь это, как правило, яркое и интригующее кино, которое в то же время помогает задуматься об очень важных вещах. Да, и давайте честно: всем интересно, что творится в сердцах и умах персонажей.
Киноэксперт, главный редактор и редакционный директор журнала «КиноРепортер»