Виктор старается с утра как можно быстрее пробежать по офису до своего рабочего места. Если не повезет, он столкнется с Антоном, и тогда настроение будет испорчено на весь день.
«Антон бесконечно жалуется на промахи наших коллег, рассказывает о том, как много сил он тратит на исправление их ошибок. Я с ним во многом согласен, но моих сил на то, чтобы его поддерживать, уже не хватает», — говорит Виктор.
Даша страшно устает от разговоров с Галей: «Галю ужасно раздражает, что наша общая начальница вечно придирается к мелочам. И это правда так, но все остальные давно смирились с этой ее чертой характера, и мне непонятно, почему Галя не способна увидеть положительные стороны ситуации».
Кто из нас не попадал в подобные ситуации? Вроде бы мы готовы поддерживать коллег, но иногда у нас самих недостает сил на то, чтобы помочь им пережить непростой момент.
К тому же негативные эмоции часто заразительны. При отсутствии четких личных границ постоянные жалобы одного человека могут пагубно сказаться на всем коллективе.
Возможно ли тактично разрешить подобную ситуацию, проявив необходимое сочувствие к человеку и его проблемам, при этом не позволяя ему «затягивать» вас и других коллег в свое «болото»? Да. Но для этого придется немного постараться.
Постарайтесь понять его ситуацию
Прежде чем открыто критиковать «нытика», поставьте себя на его место. Полезно будет разобраться, зачем он стремится поделиться с вами всеми своими неприятностями. Одним нужно, чтобы их выслушали, другие нуждаются в совете или взгляде со стороны. Выясните, чего хочет коллега, задав ему простые вопросы: «Чем я могу тебе быть полезен сейчас? Каких действий ты от меня ожидаешь?»
Если вы способны дать ему то, что он хочет, сделайте это. Если нет, то вы в этом совершенно не виноваты.
Если у вас достаточно близкие отношения, поговорите с ним открыто
Если каждый раз, когда вы общаетесь с коллегой, он выплескивает на вас поток жалоб, возможно, стоит прямо сказать, что вам неприятно его поведение. Вы тоже устаете и имеете право обеспечивать себе позитивную или хотя бы нейтральную окружающую обстановку.
А может быть, вы сами неосознанно «приглашаете» сотрудника постоянно делиться наболевшим? Возможно, вы гордитесь тем, что к вам всегда можно обратиться за помощью и поддержкой? Это может быть признаком «синдрома офисного мученика», при котором мы изо всех сил стараемся помогать коллегам с всевозможными проблемами, поскольку это дает нам возможность чувствовать себя ценными и нужными. В результате мы зачастую не успеваем выполнять собственные задачи и заботиться о собственных потребностях.
Тактично переводите разговор на другие темы
Если у вас не слишком близкие отношения с «жалобщиком», проще всего будет кратко выразить свою поддержку и уйти от дальнейшего разговора: «Да, понимаю тебя, это действительно неприятно. Прости, у меня сроки поджимают, надо работать». Будьте вежливы и тактичны, но не поддерживайте подобные разговоры, и ваш коллега вскоре поймет, что к вам нет смысла обращаться с жалобами.
Помогите, если можете, не помогайте, если не можете
Некоторым людям жалобы помогают в творческом процессе. Некоторым из нас становится легче браться за трудные задачи, предварительно выговорившись. Если вы столкнулись с подобным, предложите сотрудникам выделить специальное время на жалобы. Выпустив пар, ваша команда сможет быстрее перейти к работе.