Эпидемия непослушания: что делать, если награды и наказания не работают

Привычные приемы: например, «посиди и подумай о своем поведении» и старый добрый метод вознаграждения — с современными детьми не работают. Представьте себе, что ваш ребенок не сумел доехать на велосипеде до знака «стоп» и обратно — отправите вы его за это «посидеть и подумать» в одиночестве? Конечно, нет. Во-первых, это бессмысленно: ребенку нужно развивать равновесие и координацию, и наказание ему в этом никак не поможет. Во-вторых, так вы лишите его замечательной возможности научиться… учиться.

Не следует воздействовать на детей наградами и наказаниями. Вместо этого родителям следует учить детей самоконтролю — в том числе и на собственном примере. Что в этом поможет?

Поддержка

Учитывайте факторы, которые могут влиять на поведение ребенка: слишком загруженное расписание, дефицит сна или свежего воздуха, чрезмерное увлечение гаджетами, плохое питание, расстройства обучения, внимания или настроения. Наша задача как родителей — не в том, чтобы заставить детей делать все как надо. Мы должны давать им больше независимости и ответственности, учить их тому, что необходимо для успеха, и обеспечивать эмоциональную поддержку в случае неудачи. Не думайте: «Что ему пообещать или чем пригрозить, чтобы вел себя хорошо?» Думайте: «Чему его надо для этого научить?»

Контакт

Сочувствие со стороны окружающих — особенно матери и отца — и физический контакт помогают всем нам лучше контролировать себя. Для поддержания привязанности полезно общаться с ребенком один на один, подбадривать его, еженедельно устраивать совместный досуг для всей семьи, вместе работать по дому и отмечать помощь или интересы ребенка (вместо «похвалы вообще»). Если малыш расстроен, сначала восстановите контакт и только после этого принимайте меры.

Диалог

Если у ребенка возникла проблема, не решайте ее сами. И не утверждайте, что знаете, в чем ошибка: сначала выслушайте малыша. Говорите с ним так же уважительно, как говорили бы с другом. Не диктуйте, не навязывайте свою точку зрения, а делитесь информацией.

Старайтесь как можно реже говорить «нет». Вместо этого пользуйтесь конструкцией «когда… тогда» и позитивными утверждениями. Не навешивайте на ребенка ярлыки. Описывая его поведение, обязательно упомяните положительные черты, которые подметили. Отзыв о конкретном поведении или достижении будет побуждать ребенка к дальнейшим действиям, в то время как «похвала вообще» может привести к обратному результату.

Границы

О последствиях тех или иных поступков следует договариваться заранее — по обоюдному согласию и с уважением друг к другу. Последствия должны быть адекватны проступку, известны заранее и логически связаны с поведением ребенка. Позвольте ему учиться на собственном опыте.

Обязанности

Назначьте ребенка ответственным за часть домашних обязанностей: мытье посуды, полив цветов, уборку в детской. Домашние задания вообще целиком и полностью лежат в сфере его ответственности. Если в школе задают слишком много, поговорите с учителем или помогите ребенку самому провести такой разговор (конечно, нужно заранее понимать, есть ли в такой беседе смысл).

Навыки

Уделяйте меньше внимания достижениям в учебе, спорте и искусстве и больше — управлению эмоциями, целенаправленному действию и навыкам, которые пригодятся в жизни. Помогите ребенку выяснить, что лучше всего помогает ему успокоиться: тихий уголок, физические упражнения, спиннер или мячик-антистресс, беседа, объятия или что-то еще.

Плохое поведение — это «сорняк», который растет, если «удобрять» его вашим вниманием. Не совершайте эту ошибку. Лучше отмечайте случаи, когда ребенок ведет себя так, как вам бы хотелось.


Источник: К. Льюис «Хорошие новости о плохом поведении» (Карьера Пресс, 2019).

Кэтрин Рейнольдс Льюис

Об авторе

Кэтрин Рейнольдс Льюис — журналист, психолог, автор книги «Хорошие новости о плохом поведении» (Карьера Пресс, 2019).