Примеров, когда вчерашние двоечники становились великими людьми, не счесть. Пушкин в лицейском списке по успеваемости был третьим с конца. Бердяеву плохо давались математика и диктанты, а по Закону Божьему будущий религиозный философ получил единицу по 12-балльной системе. Герцен признавался, что столько же любил читать, сколько не любил учиться.
Блок в гимназии обосновался на последней парте, чтобы «соснуть» во время урока. Окончил гимназию посредственно. Лев Толстой в университете из-за неудов по истории и немецкому языку остался на второй год, а после второго курса вообще закончил регулярную учебу. А ненавидевшая гимназию Анна Ахматова?
Ладно, оставим сочинителей стихов. Билл Гейтс был двоечником. Отчаявшиеся родители пытались платить ему за каждую пятерку, но и это не принесло успеха. Трудолюбивый Чехов два раза оставался в школе на второй год, по русской же словесности никогда не получал больше четверки.
Мало? Этот список далеко, далеко не полный.
Я не собираюсь успокаивать родителей и говорить, что их дети-двоечники все сплошь гениальные. Не хочу также убеждать, что все отличники — отличные посредственности. Все это не так. Хочу только сказать, чтобы одни не радовались так уж безудержно, а другие не отчаивались так уж безнадежно.
Я не собираюсь успокаивать родителей и говорить, что их дети-двоечники все сплошь гениальные
Есть дети, которым равно легко даются все предметы. Иногда они действительно вырастают в деятелей универсального ума. Среди моих знакомых, в прошлом золотых медалистов, достаточно много талантливых людей. Но и неудачников и людей ординарной судьбы тоже достаточно.
Тут ведь нет спора. Любой из нас, проживший более тридцати или сорока лет, знает, что нет прямой связи между успеваемостью в школе и удачной карьерой. Жизнь творит зигзаги, буквально от двойки до Нобелевской премии.
Благостному настроению тех, у кого дети-двоечники, тоже, однако, не стоит сочувствовать. Родители часто говорят: «Ему ничего не интересно». Большая беда.
Но присмотритесь: интерес всегда есть. Быть может, он лежит в неприоритетной плоскости. Например, ребенок любит собирать червяков, заниматься монетами, перешивать пиджак, корежить на разные лады полку или тупо читать энциклопедию. Его талант где-то там. Он важнее оценок, даже практически — в будущем сработает именно этот скрытый талант, а не оценки.
В любом случае надо поощрять это непревосходное на первый взгляд свойство, а не корить за неуспеваемость. Парень, например, не забывает выносить мусор, потом, вернувшись, врубает ТВ-канал, где идет интересная передача, потом бросается к сестре, потому что ей пора спать. Кто знает, возможно, это будущий логистик?
Всякий ребенок талантлив, говорим мы безответственно и не задумываясь. Во-первых, это правда. Во-вторых, значит, что и всякий человек талантлив. В-третьих, мы ответственны за то, чтобы этот талант реализовался. Надо только быть внимательнее и терпимее. Вдруг в вашем ребенке есть особенное.
Надо быть внимательнее и терпимее. Вдруг в вашем ребенке есть особенное
Один учитель рассказал мне замечательную историю. Он работал в школе для одаренных детей. Но был в его классе мальчик, который попал по блату, от знакомых родителей. Он внятно отставал в учебе. Руководство настаивало на том, чтобы его отчислить. Учитель взял его на поруки.
Парень был и правда заторможенным. Однажды на математике он сдал работу последним, и, боже, что это была за работа! Темными лабиринтами он проходил к решению простой задачи. Но именно эти темные лабиринты поразили учителя. Мальчик как будто не знал о простом решении, шел сырым, странным путем. Своим. То есть был, пусть и несуразно, оригинален. А класс-то был из отличников.
С тех пор прошли годы. Все одноклассники выросли людьми достойными, сделали профессиональные карьеры. Но только этот заторможенный, оригинальный ученик стал преуспевающим бизнесменом. Регулярно пересылает школе деньги и при встрече улыбается. Такие бывают дела.
Лучше верить, чем не верить. Вот и вся мораль.