Должны ли родители дружить с детьми? В пору, когда мои сверстники строили семьи, на этот вопрос большинство отвечало: да!
Все мы глотнули оттепельной свободы. Многие чувствовали себя жертвами командной педагогики: доктор Спок был знаковой фигурой, его совет не пеленать младенцев молодые родители воспринимали как метафору свободы.
Нравоучение, приказ, дисциплина набили нам оскомину с детства. Мы не собирались кормить детей той же пищей: они должны расти свободными, жить такой же жизнью, какой живем мы, движимые не столько регламентом, сколько интересом, иметь равное с нами право суждения, выбора... иначе говоря, они должны быть нашими друзьями.
В то время в ходу была фраза Цицерона: «Желающим научиться чему-либо чаще всего препятствует авторитет тех, кто учит».
Некоторые из моих сверстников оказались не столь подвластны духу времени. Они, конечно, тоже не воевали с детьми, но и фамильярный стиль порицали, выполнение обязанностей не приносили в жертву отношениям, в компании с детьми не обсуждали иронически телеведущих или знакомых.
Выросшие в свободе, они до сих пор зависят от мнения родителей, хотя в случае неудачи склонны их же и обвинить
Их мнение было решающим — от выбора кружка до выбора института. Родительский запрет, как и родительский авторитет, не могли стать в такой семье предметом обсуждения.
Сегодня их младшим уже под сорок. В подавляющем большинстве они самостоятельно и вовремя покинули семейное гнездо, сделали серьезную карьеру, они жизнестойки и доброжелательны, в первую очередь — с собственными родителями.
У ребят из «демократических» семей жизненный сюжет сложился иначе. Многие из них выросли и тонкими, и талантливыми, но до сих пор находящимися в поиске.
Они более привередливы в выборе работы. Воспитанные в творчестве, они требуют такого же отношения к делу от своих коллег. Они импульсивны и склонны к конфликтам.
В них развит культ призвания, из-за чего они острее переживают неудачи и драматически относятся к перемене профессии.
Парадоксально, но, выросшие в свободе, они до сих пор зависят от мнения родителей, хотя в случае неудачи склонны их же и обвинить.
Может быть, родители в полной мере могут обеспечить ребенку любовь, защиту, понимание и развитие, исполняя свою и только свою роль
Это, конечно, не статистика, а лишь наблюдение. К тому же в реальности оба варианта отличаются друг от друга не так радикально, скорее акцентами.
Но когда я слышу жалобы моих молодых коллег, что у них не складывается дружба с собственными детьми, я думаю: может быть, они усложняют себе жизнь неверно поставленной задачей?
Дружить с детьми не обязательно, а сегодня, в силу стремительных изменений в обществе, это особенно трудно. Значение родительства при этом не не уменьшается, но становится, пожалуй, даже больше.
Может быть, родители в полной мере могут обеспечить ребенку любовь, защиту, понимание и развитие, исполняя свою и только свою роль.