Детям лучше на природе: так ли это и почему?

Многие родители в размышлениях, как организовать ребенку загородный отдых. Младшему поколению полезно бегать по росе, бродить по лесу и купаться в речке, считаем мы. Есть ли для этого основания?

Оказывается, да. Если в детстве мы проводили мало времени в окружении зелени, то во взрослом возрасте мы больше подвержены риску депрессии и неврозов, как показало исследование Глобального института здоровья в Барселоне.

Кроме пользы для здоровья, у загородной жизни есть и другие плюсы. В городе, стремясь обезопасить детей, мы в то же время лишаем их свободы.

«Городское пространство полно запретов, так как оно полно соблазнов, которым ребенок не может последовать — ведь y него нет денег, a потому он отдан на милость любого, кто подарит ему игрушку, если он остановился перед витриной, полной предполагаемых опасностей», — пишет известный детский психоаналитик Франсуаза Дольто*.

Дача, деревня, летний лагерь предполагают ограниченную территорию, где меньше незнакомцев, искушений и угроз, — поэтому детей не так строго контролируют — и где они могут быть более спонтанными, проявлять естественное любопытство.

«За городом нет стен и границ. Там можно испытать новые ощущения, — объясняет детский психолог Никита Карпов. — Ходить босиком по траве или по песку, трогать деревья, слушать шелест ветра в ветках, исследовать следы диких зверей, плавать в реке, разжигать костры и чувствовать себя немножко первобытным человеком. Природа дарит детям чувство свободы».

Они испытывают новые ощущения и обретают новые умения, тем самым стимулируя развитие мозга, который в юном возрасте особенно активно наращивает нейронные связи.

Детям лучше на природе: так ли это и почему?

Но почему же не все дети радуются, когда мы отправляем их на природу? Одна из причин в том, что при этом они резко меняют среду обитания и социальное окружение — это может стать причиной стресса.

«Ребенку, который впервые оказался в «диких» условиях, может быть некомфортно. Ведь он не знает, что делать в непривычной обстановке», — подчеркивает Никита Карпов. Поэтому задача взрослого в этом случае — помочь ребенку освоить незнакомый доселе мир: заранее рассказать, что его там ждет, а по прибытии объяснить, к кому обращаться с вопросами.

Те, кто в детстве ездил с родителями в экспедиции и ходил в походы, обычно вспоминают такой опыт с благодарностью.

«В этом мире есть и холод, и жара, и ветер, и снег, и дождь; есть земля под ногами, и она твердая, или покрытая грязью, или сухая — не говоря уж o том, что есть еще птицы, звуки и шумы природы, ручьи, животные. Все это позволяет детям лучше почувствовать суть вещей. Например, понять, почему надо надеть такую-то одежду, защищающую от непогоды», — пишет Франсуаза Дольто.

Но не у всех есть дача и не все готовы отправиться в поход. Поэтому мы порой боимся, что недодаем ребенку чего-то важного. Как это исправить?

«Мы можем отправить детей в летний лагерь. Или запланировать на выходные поездку в лес, на пляж, — напоминает Никита Карпов. — И даже в черте города есть шанс провести время не только среди каменных зданий: к нашим услугам парки, зоопарки, зоны отдыха».

Там вместе с детьми мы можем трогать листья, собирать окаменелости на берегу реки и кормить птиц, становясь ближе к природе и друг к другу.


* Франсуаза Дольто «На стороне ребенка» (Рама паблишинг, 2016).