«Да что они нашли в этих гаджетах! Вот мы в детстве…» — часто говорят родители, забывая, что их дети растут в другом, новом мире, и у них могут быть другие интересы. Тем более что компьютерные игры — это не просто баловство, а дополнительная возможность пообщаться со сверстниками и обрести определенный статус в их обществе.
Если вы совсем запретите ребенку пользоваться гаджетами и играть в компьютерные игры, он будет это делать в гостях у друга или на переменке в школе. Вместо категоричного запрета стоит обсудить с ребенком правила пользования гаджетами и правила поведения в цифровом пространстве — в этом вам поможет книга Джастин Пэтчин и Хиндуя Самир «Написанное остается. Как сделать интернет-общение безопасным».
Да, ваши дети — не вы, и вам их занятия могут казаться непонятными и даже скучными. Но лучше поддержать интерес ребенка, узнать, что ему нравится в той или иной игре и почему. Ведь самое важное в ваших отношениях — это доверие и уважение друг к другу. А не борьба, жесткий контроль и запреты.
Мифы о гаджетах и играх
1. Из-за компьютеров развивается игровая зависимость
Бесконтрольное использование гаджетов действительно может привести к плохим последствиям: к эмоциональной перегрузке, трудностям социализации, отсутствию физической активности, проблемам со здоровьем и игровой зависимости. Последняя выражается в замене реальной жизни на виртуальную. Человек, страдающий от такой зависимости, забывает удовлетворять потребности в еде, воде и сне, забывает о других интересах и ценностях, перестает учиться.
Что надо помнить? Во-первых, вредны не гаджеты сами по себе, а именно бесконтрольное их использование. А во-вторых, игровая зависимость чаще всего случается не из-за их наличия.
Не путайте причину и следствие: если ребенок проводит много времени в виртуальном мире, значит, он там прячется от проблем и сложностей в школе, семье или отношениях. Если он не чувствует себя успешным, умным и уверенным в реальном мире, то будет искать это в игровом. Поэтому в первую очередь нужно обратить внимание на отношения с ребенком. И если это зависимость со всеми присущими ей симптомами, обратиться к специалисту.
2. Из-за компьютерных игр дети становятся агрессивными
Многочисленные исследования показали, что связи между видеоиграми и подростковой жестокостью в дальнейшей жизни нет. Десятилетние подростки, которые много играли в жестокие игры, не продемонстрировали впоследствии более агрессивного поведения, чем те, кто играл в них мало или вовсе не играл. Наоборот, сражаясь в игре, ребенок учится вымещать злость экологичным способом.
Как установить правила пользования гаджетами?
- Прежде всего, будьте последовательны и логичны в своих требованиях. Сформулируйте свою внутреннюю позицию и правила. Если вы решили, что ребенок играет не более 2 часов в день, то никаких исключений для этого быть не должно. Если вы отойдете от установленных рамок, вернуться к ним будет сложно.
- Когда вы что-то запрещаете, то опирайтесь на факты, а не на страх, тревогу и непонимание. К примеру, расскажите о том, что свет экрана и необходимость вглядываться в мелкие детали снижает зрение. Но вы должны быть уверены в своих знаниях: если у вас нет устойчивой позиции по вопросу, то противоречивая информация будет заставлять ребенка сомневаться.
Гаджетам — время!
- Договоритесь с ребенком, в какое время и сколько он может играть. Как вариант — после выполнения уроков. Главное — определять время игры не запретами («больше часа нельзя»), а распорядком его дня. Для этого нужно оценить, чем занята реальная жизнь ребенка: есть ли в ней место увлечениям, спорту, хобби, мечтам, даже сложностям?
- Также решите, когда пользоваться гаджетами крайне нежелательно: к примеру, во время приемов пищи и за час до сна.
- Учите ребенка следить за временем. Детям постарше можно поставить таймер, а тех, кто помладше, предупреждайте за 5-10 минут, что время заканчивается. Так они смогут контролировать ситуацию: например, иногда нужно завершить важный раунд в игре и не подвести товарищей неожиданным выходом из сети.
- Чтобы мотивировать ребенка спокойно завершить игру, используйте правило 10 минут: если по истечении времени он без лишних капризов и обид откладывает гаджет, то на следующий день сможет поиграть на 10 минут дольше.
Чего делать нельзя?
- Не заменяйте гаджетами живое общение с ребенком. Порой достаточно последить за своим поведением, чтобы понять, почему ребенок ведет себя тем или иным образом. Понаблюдайте, сколько времени вы проводите за экраном. Есть ли у вас с ребенком общие интересы и совместное время?
- Не наказывайте и не поощряйте ребенка гаджетами и компьютерными играми! Так вы сами сформируете у него ощущение, что они сверхценные. Как можно оторваться от игры, если завтра из-за наказания ее может не быть?
- Не отвлекайте ребенка с помощью гаджета от негативных переживаний.
- Не используйте как основной рычаг воздействия фразы в духе «Хватит играть, иди делать уроки». Взрослому человеку бывает трудно смотивировать себя и переключить внимание, а тут от ребенка требуют, чтобы он регулярно сам себя контролировал. Причем этот навык еще подкрепляется негативной мотивацией: «Не будешь делать уроки, заберу планшет на неделю». Префронтальная кора головного мозга, отвечающая за самоконтроль и силу воли, формируется до 25 лет. Поэтому помогайте ребенку, а не требуйте от него того, что не всегда может сделать взрослый.
Если вы обсуждаете и устанавливаете новые правила, будьте готовы к тому, что эти изменения не произойдут за один день. Потребуется время. И не забывайте, что ребенок имеет право быть несогласным, злиться и расстраиваться. Это задача взрослого — выдерживать чувства ребенка и помогать их проживать.
Об авторе
Елена Водяницкая — психолог, работает в экзистенциально-гуманистическом подходе. Подробнее смотрите в ее блоге.