«Давайте без негатива»: 3 вещи, которые помогают предотвращать конфликты на работе
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Согласно статистике, 36% россиян хотя бы раз конфликтовали со своими коллегами. Такие ситуации негативно влияют на отношения и настроения в коллективе, а еще — отнимают много времени и сил, поэтому в сети можно найти множество инструкций, которые объясняют, как разрешать разные конфликтные ситуации в зависимости от специфики спора и состава участников.

Многие психологи сходятся во мнении, что придумать что-то принципиально новое в этом вопросе довольно тяжело. Как и десятки лет назад, конфликты возникают из-за людей и решаются тоже благодаря действиям человека. Совсем другое дело — предотвращение конфликтов: компании могут эффективно снижать количество негатива в команде — с помощью как психологических приемов, так и технических средств.

Что помогает снизить количество негатива

1. Практика сонастройки

Ситуация: сотрудник нашей компании должен был сдать квартальный отчет, но при этом несколько раз пропустил дедлайны. Никто не мог добиться от него внятного ответа, почему произошла задержка, но ощущалось, что работник «на нервах». Руководитель подразделения уже собирался потребовать результаты по отчету в ультимативной форме. Казалось, что конфликт неизбежен.

Решение: такие ситуации можно довольно эффективно предотвращать с помощью практики сонастройки. Утром перед началом рабочего дня мы собираемся с командой и посвящаем один час своему внутреннему состоянию, чтобы работники могли открыто поделиться тем, что их тревожит. Самое главное — не давать оценку проблемам человека и не пытаться решить их за него.

Прежде всего, цель такой практики — дать возможность выговориться

Проблему с сотрудником, который задержал отчет, как раз удалось разрешить на сонастройке. В какой-то момент он очень эмоционально сказал, что сейчас проходит через сложную семейную ситуацию — оказалось, что у него заболел близкий родственник. В этот момент руководитель подразделения понял: ультиматум не поможет, уместнее предложить человеку помощь, а не требовать выполнения задачи любой ценой.

Для некоторых людей сама возможность поделиться переживаниями уже снижает уровень напряжения, а иногда даже снимает его полностью. Однажды руководитель рассказал, что с утра еле оторвал себя от кровати, вообще не хотел ехать на работу (даже заказал такси, чтобы не садиться за руль самому), но всего час сонастройки помог ему выговориться, освободиться от негатива и настроиться на работу.

К слову, формат сонастройки также можно использовать для удаленных сотрудников — ничто не мешает провести ее по видеосвязи. Важно помнить одно правило: не навязывать такие встречи людям и проводить их только по желанию.

2. Чаты для слива эмоций

Ситуация: однажды мы работали с подрядчиком, который на несколько дней задержал отправку груза и подготовку документов. Из-за этого у нас сорвались сроки по нашим работам. Вылить негатив на важного партнера руководители подразделения не могли, ведь в любой ситуации нужно оставаться профессионалами. Как быть?

Решение: был создан специальный чат для слива негатива. Некоторым людям комфортнее выражать свои эмоции и мысли не словами, с глазу на глаз с коллегами, а текстом. В этом случае можно использовать специальные чаты в мессенджере, в которых сотрудники могут писать о том, что произошло у них в течение дня, свободно и без ограничений делиться эмоциями друг с другом.

В кейсе с подрядчиком, который задержал отправку груза, как признались потом руководители, их очень выручил чат — в течение трех дней они выражали в нем все, что накопилось от переживаний, нервов и испорченных планов.

Первое время в таких чатах может быть не очень сильная активность — люди будут стесняться выражать переживания. Но со временем они привыкнут к новому формату. Главное — донести до коллег, что никто не будет угрожать им увольнением или шантажировать их за сообщения, которые они написали на эмоциях.

3. Опросы и приложения для мониторинга психологического состояния

Ситуация: одному из новых сотрудников было трудно успевать за коллегами. Несмотря на то, что ему дали меньшую нагрузку для адаптации, дедлайны по работам он закрывал нерегулярно. При этом на совещаниях ему было трудно признать, что что-то идет не по плану. Было видно, что он и сам переживал, но раз за разом избегал обсуждать проблему. Коллеги, в свою очередь, были недовольны тем, что сотрудник не только тормозит процессы, но и отказывается признавать свои недоработки. Напряжение в коллективе постепенно копилось.

Решение: чтобы ситуация не дошла до критической, важно научиться отслеживать свое психологическое состояние. Старайтесь задавать себе вопрос: как сегодня вы проявляетесь? Чем вы наполняете атмосферу в команде?

Кроме того, нужно мониторить и ментальный уровень коллег. Довольно часто для этого используется формат опросов — например, ежедневная или еженедельная оценка уровня эмоционального комфорта. В нее можно включать:

  • оценку личного состояния — от отлично до ужасно;

  • оценку состояния команды, в которой работает сотрудник;

  • что можно улучшить в психологическом климате компании;

  • почему человек оценил уровень своего эмоционального комфорта или коллег как низкий;

  • что повлияло на состояние сотрудника в течение дня/недели;

  • сообщил ли сотрудник о своем состоянии коллегам. Если нет — то почему?

При этом важно оставлять выбор — проходить опрос открыто или анонимно.

Во втором случае придется потратить больше времени, чтобы понять, кому в коллективе требуется помощь, но зато выше шансы, что сотрудники дадут честный ответ

В случае с новым сотрудником, который медленно адаптировался к процессам, как раз помог формат анонимного опроса. По ответам мы догадались, что это тот самый человек, а руководитель подразделения поговорил с ним тет-а-тет. В доверительном разговоре коллега, наконец, раскрылся: оказалось, что он избегал обсуждения своей адаптации и скорости работы, так как боялся получить в ответ жесткую критику или осуждение. При более глубоком разборе проблемы выяснилось, что это уже наработанная привычка, полученная у предыдущего работодателя.

Альтернативное решение:
довольно часто формат опросов считают скучным и утомительным, поэтому можно попробовать внедрить более технологичные решения — например, мобильные приложения для отслеживания психологического состояния.

Так, за рубежом компании используют Niko-Niko — удобный онлайн-календарь, в котором можно отмечать свое настроение каждый день. Оценки в нем можно выставлять как открыто, так и анонимно. В России также есть собственные разработки — например, Mind Tracker, в который добавили семь градаций настроения вместо стандартных пяти, а также возможность отслеживать свое состояние в зависимости от времени суток или активности.

Как правило, сотрудники отмечают свое состояние после окончания рабочего дня, но можно протестировать оценку эмоций утром, а затем сравнить, как будут колебаться показатели. Например, если настроение вашего коллеги часто улучшается по ходу дня, это может говорить о том, что он умеет абстрагироваться от личных проблем и вовлекаться в работу. Впрочем, на это может быть и другая причины — и ни один опрос или приложение не расскажут о них лучше, чем живой диалог с человеком.

Анна Герман

Бизнес-психолог, серийный предприниматель