Конечно, в первую очередь сплетни – это то, что используют недобросовестные люди для достижения своих целей. Конфиденциальная информация может стать опасным инструментом в их руках: они точно найдут способ распорядиться ею в своих интересах. Однако каждый из нас знает, как трудно сохранить в секрете захватывающую новость. Вот почему мы все должны признаться себе в том, что любим посплетничать.
Стремление сплетничать действительно можно рассматривать как недостаток характера, но оно также выступает показателем высокого уровня развития социальных навыков. Интересно, что те, кто не умеет судачить о других, часто сталкиваются с трудностями в общении и не умеют поддерживать дружеских отношений.
Сплетни – продукт эволюции. Психологи считают, что интерес к жизни других людей является побочным продуктом эволюции. Наши доисторические предки жили в относительно небольших группах, члены которых вынуждены были хорошо знать друг друга и активно сотрудничать, чтобы выжить в суровой природной среде и отогнать врагов. При этом соплеменники выступали основными конкурентами в борьбе за ресурсы, поэтому им было важно понимать, с кем из них выгоднее заключить союз, а кто ненадежен и доверия не заслуживает. В этой битве выигрывал тот, кто имел более высокий социальный интеллект, умел прогнозировать, анализировать и сплетничать, если нужно. Такие «одаренные» индивиды становились самыми влиятельными и успешными, а их гены через поколения передались нам с вами.
Тот, кто не хочет сплетничать, становится изгоем. Как ни странно, хорошие сплетники сегодня являются самыми популярными членами любого коллектива. Дело в том, что наличие совместных секретов и обмен «горячими» новостями объединяет людей и формирует доверительные отношения между ними. Кроме того, выдавая кому-то тайну, вы сигнализируете этому человеку о своей уверенности в том, что он не станет использовать конфиденциальную информацию против вас.
Умелый сплетник легко найдет общий язык с членами любой социальной группы. Благодаря его усилиям сотрудники будут незаметно осведомлены о том, что происходит в коллективе. Исследования показывают, что распространение безобидных слухов внутри рабочей группы помогает поднять боевой дух и увеличить ее сплоченность.
Ларри Кинг
«Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»
В основе успеха американского телеведущего Ларри Кинга – уникальное умение строить диалог с самыми разными людьми – от президентов до очевидцев катастроф, от звезд шоу-бизнеса до астронавтов.
Сплетни могут сослужить добрую службу новичку, недавно вошедшему в состав социальной группы. Пересуды – своеобразный путь адаптации в незнакомой среде. Участвуя в этом процессе, вы, с одной стороны, становитесь «своими», с другой – получаете информацию о новом месте. Если неофит внимательно прислушается к курсирующим вокруг новостям, то сможет на основе суждений одних членов группы о поведении других понять, что здесь считается приемлемым, а что – нет. Иными словами, он сможет выявить характер групповых норм и ценностей, в плане соответствия которым мы и оцениваем окружающих. Итак, одна из функций, которую выполняют сплетни, – передача, принятие и осваивание неформальных правил поведения в коллективах и обществе в целом. С помощью сплетен мы усваиваем негласные правила поведения в обществе.
Если же офисный служащий, к примеру, отказывается от участия в распространении сплетен, то в конечном счете становится аутсайдером. Группа его не принимает, коллеги ему не доверяют, а сам работник оказывается в социальной изоляции. Получается, что умение сплетничать – это навык, который необходимо тренировать.
Боязнь сплетен стимулирует самоконтроль. Осознание того, что другие, вероятно, тоже обсуждают нас за глаза, может быть серьезным сдерживающим фактором. Угроза стать объектом сплетен и насмешек в группе друзей или коллег заставляет нас быть осторожными в суждениях и пробуждает желание показать себя с лучшей стороны. Если кто-то все же нарушает ожидания остальных, то неизбежно испытывает на себе давление сплетен, которое способствует изменению его поведения в лучшую сторону. Изгои начинают осознавать, что они не являются невидимками в этом мире и окружающие наблюдают за ними. Соответственно, они начинают тщательнее контролировать свое поведение.
Но полезнее всего сплетни о знаменитостях. Нужно различать сплетни, связанные с репутацией конкретного человека, и сплетни, описывающие какие-либо необычные ситуации. В первом случае слухи становятся интересными, если мы лично знакомы с человеком, вокруг которого они крутятся. На «безличные» истории, описывающие забавные случаи или выдающиеся поступки, мы обращаем внимание, когда видим в них стратегии, которые можно применить в собственной жизни.
Интерес к знаменитостям может быть обусловлен той же самой жаждой обучения новым жизненным стратегиям. К лучшему или к худшему, но мы ждем от «звезд» уроков, демонстрации образцовых ролевых моделей, точно так же, как наши предки ожидали этого от старейшин своих племен.
По своей сути фиксация на знаменитостях отражает врожденный интерес к жизни других людей. С эволюционной точки зрения сама идея популярности является новым явлением, возникшим благодаря резкому всплеску интереса к СМИ в XX веке.
Сплетни – это топливо для средств массовой информации. В современном обществе, с его урбанизацией и уклоном в сторону виртуального общения, знаменитости могут стать вашими единственными друзьями. Благодаря слухам, распространяемым газетами, журналами и телевидением, популярные люди начинают имитировать наших приятелей. В некотором смысле наш мозг оказывается обманут чувством близкого знакомства с широко известными персонажами. Из-за этого нам хочется знать о «звездах» еще больше, ведь тот, кого мы хорошо знаем и часто видим, всегда оказывается социально значимой фигурой.
На самом деле это мнимое знакомство со знаменитостями играет важную социальную роль. Представьте себе ситуацию, в которой человеку необходимо наладить отношения с новыми соседями или коллегами по работе. В этом случае наличие «общих» знакомых, в роли которых выступают известные личности, только на руку. Оно облегчает неформальные взаимодействия в коллективе, помогает начать общение и делает новую обстановку более уютной. Таким образом, желание идти в ногу с актерами, политиками или спортсменами может сделать человека более адаптивным при взаимодействии с незнакомыми людьми и завязывании новых отношений.
Возможно, исходя из всего вышесказанного, мы должны пересмотреть свое отношение к сплетням в повседневной жизни? Нет необходимости воздерживаться от приватных дискуссий или стыдиться своего участия в пересудах. Само собой, необходимо четко осознавать, что и когда рассказывать уместно, а в какой ситуации лучше держать язык за зубами. Тем не менее способность немного посплетничать позволяет нам стать популярными членами группы, которые легко могут обмениваться с остальными важной информацией.
Подробнее см. на