Главный редактор журнала Psychologies.
Буллинг: говорить, выяснять, действовать

Как узнать, что ребенок подвергается травле в школе, если он никогда не рассказывал об этом? Какие последствия будет иметь детская психологическая травма в будущем? Должен ли подросток, мобилизуя свои ресурсы, справиться с проблемой сам, чтобы стать более сильным и самостоятельным, или в случае насилия в школе необходимо вмешательство взрослых?

Школьная травля — это всегда очень сложный процесс, в котором принимают участие разные стороны: жертвы, обидчики или преследователи, наблюдатели, сочувствующие той или иной стороне. Все они находятся в непрерывном процессе взаимодействия, характер которого во многом обусловлен позицией по отношению к происходящему взрослых и школы.

Для нас, родителей, очень важно, чтобы школа для ребенка стала местом его комфортного пребывания, развития личности, обучения выстраиванию социальных связей и дружеских взаимоотношений. Спокойные, дружеские отношения в классе часто оказываются даже важнее качества образования. Однако психологический климат в детских коллективах далек от родительских ожиданий.

Что такое школьное насилие?

Под школьным насилием понимают применение физического, психологического и других видов негативного воздействия на ребенка со стороны других детей и подростков, а также учителей. В этом же значении используется термин «буллинг»: чаще он описывает издевательства со стороны группы сверстников по отношению к ребенку, который не способен защитить себя.

Насилие в школе может быть скрыто от глаз. Часто ли ваши дети рассказывают вам о том, что кого-то из одноклассников преследуют, обижают, травят? А между тем треть всех учеников испытывает нечто подобное. Из общего числа случаев насилия над детьми и подростками 19,7% приходится на насилие в школе: в 27,2% случаев — со стороны учителей, в 72,8% случаев — со стороны других учеников.

Одна из причин распространенности школьной травли — высокий уровень терпимости к насилию и жестокому обращению в нашей культуре. Зачастую само понятие насилия размывается, и к нему причисляются только крайние формы воздействия, приведшие к тяжелым физическим последствиям или смерти человека. А в остальном безнаказанная жестокость в отношении другой личности считается вполне допустимой.

Другая причина — мальчишеская субкультура демонстрации превосходства, лидерства на основе физической силы, агрессивности, подчинения более слабых.

Наиболее распространено в школьной среде эмоциональное или психологическое насилие: оскорбления, грубые, обидные клички и прозвища, зачастую с использованием нецензурных слов, необоснованные обвинения, клевета, угрозы, отказ в общении, полное игнорирование. Особенно тяжело ребенку справиться с психологическим насилием со стороны учителя в начальной школе.

В это время учитель — самый важный для него взрослый (после родителей), он имеет большое влияние на его становление как личности, на выбор его ценностей. Отношение учителя, его оценочное мнение очень важны для ребенка, и, если учитель оценивает кого-то из ребят как «плохого», дети этому верят и перенимают эту оценку. Его замечания по поводу успеваемости, внешнего вида, игнорирование ребенка приводят к тому, что у ученика появляется страх навсегда остаться плохим для учителя и класса.

Например, во время медицинского осмотра в школе у мальчика-третьеклассника были обнаружены гниды, после чего учительница при всех сказала ему брезгливо: «Отойди от меня, вшивота», — и велела другим детям отойти от мальчика, «чтобы не заразиться». После этого ребенок отказался ходить в школу, стал плохо спать, сделался раздражительным, и родители привели его на прием к психологу.

Обычно учителя свое негативное отношение к ребенку проявляют не так явно, но оно, присутствуя постоянно, заставляет его страдать. У учителя, недолюбливающего ученика, есть масса методов: привычно снижать оценки (доказать предвзятость учителя сложно, ведь оценивание всегда субъективно); негативно обобщать, возводить любой промах в систему; игнорировать достижения ученика или представлять их в невыгодном для него свете, осаживать желание ребенка проявлять активность.

Как поступить, если учитель притесняет маленького ребенка?

Если учитель плохо относится к ребенку в начальной школе, тот обычно теряет интерес к учебе, с трудом усваивает материал, хуже успевает. Школьник может начать придумывать различные предлоги, чтобы не ходить в школу, или просто категорически отказывается идти на урок, начинает часто простужаться, становится более скрытным, тревожным, плаксивым.

Прежде всего пересмотрите свое отношение к ожиданиям от ребенка, не наказывайте за плохие оценки, а найдите время для дополнительных игр, занятий с ним. Постарайтесь «разговорить» ребенка, поговорить с ним по душам, выяснить, что его тревожит, расспросить об отношениях с одноклассниками, учителями. Если он искренне рассказывает о школьных проблемах, лучше слушать его спокойно, не оценивая рассказ и не проявляя бурных эмоций.

Ребенку важно понимать, что любовь родителей не уменьшается с каждой полученной плохой оценкой, совершенным проступком, что он всегда, в любой ситуации может рассчитывать на их помощь и поддержку. Даже если в семье не принято наказывать ребенка, слишком яркое проявление эмоций по поводу плохих оценок, замечаний в дневнике, признания в проступке приводит к тому, что ребенок старается оберегать родителей от этих огорчений, начинает скрывать все события, которые могут их расстроить.

Если, пообщавшись с ребенком, родители понимают, что учитель его притесняет, что в классе по отношению к сыну или дочери возникло неприятие, отторжение со стороны одноклассников, прежде всего полезно проанализировать возможные причины этой ситуации. Для начала хорошо бы разобраться, не могли ли сами родители спровоцировать отношение учителя, навлечь на ребенка агрессию?

Следующий шаг — поговорить с учителем, наладить с ним контакт: узнать его мнение о поведении и успехах ребенка, предложить ему свою помощь, если она нужна. Ситуацию в классе легче представить себе, если есть контакт с другими родителями: имеет смысл вместе обсуждать классные дела и события, быть в курсе того, что происходит в школе.

Но самое главное — помочь ребенку почувствовать себя увереннее, стать частью класса. Для этого можно объяснить ему, какое поведение вызывает негативную реакцию (например, хвастовство, желание угодить учителю, отказ участвовать в общих делах, плаксивость), а какие качества ценятся среди сверстников; что может спровоцировать агрессию и как можно ее погасить, как достойно выходить из неприятных ситуаций, когда обидчик сильнее и популярнее в классе.

Можно «проиграть» с ребенком разные варианты ситуаций, тем самым помогая выработать у него определенные алгоритмы поведения.

Самое главное — никогда не оставаться равнодушными к проблемам ребенка, не надеяться, что существует простое решение или что все разрешится само собой...

Новички — жертвы подросткового буллинга

В подростковом возрасте реакции на неуважительное или оскорбительное отношение могут быть исключительно острыми. Подросток болезненно воспринимает критику, подрывающую его значимость, уверенность в себе.

Ситуация появления новичка в классе часто сопряжена с темой школьной травли. Так, девочке 15 лет, которая перешла в новую школу, учительница математики после первой контрольной в сентябре сказала перед всем классом: «С такими знаниями математики тебе только в ПТУ учиться».

На следующем уроке учительница предложила тем, кто «чего-то не понял», подойти к ней с конспектом. Когда девушка подошла к учительнице, та со словами «Разве это конспект?!» поставила ей двойку. В результате девушка дважды принимала таблетки, пытаясь покончить с собой. После работы с психологом ее перевели в другую школу, которую она успешно закончила.

Пришедший в сложившийся коллектив подросток не всегда знает, как реагировать на те или иные поступки одноклассников, какие существуют традиции во взаимоотношениях. Действуя нестандартным образом, он вызывает ответную реакцию со стороны других подростков — от одобрения до полного неприятия и желания «поставить новичка на место». Начинается процесс «пробы границ»: а как новичок будет реагировать на то, что ему «укажут место» тем или иным способом, а что он будет делать, если…

Этот процесс может увлечь подростков, привести от единичных случаев проявления негативного отношения к ежедневной травле. В мальчишеской субкультуре нередко находит место и так называемая традиция «прописки» новичка в классе — проверка, «чего он стоит», при помощи кулаков.

Вообще буллинг традиционно касается отношений между мальчишками, но в последние годы появляются и шокирующие свидетельства того, как девочки травят своих одноклассниц: «В этом году я перешла в другую школу, но большинство в классе меня не хотят принимать, все издеваются надо мной, придумывают обидные прозвища, спрятали мою спортивную форму, а потом выпачкали краской. Мне приходят гадкие эсэмэски. Я так больше не могу…»

Эскалация насилия

Если эмоциональное насилие со стороны сверстников или ребят постарше в школе сопряжено и с физическим насилием, то родители заметят, что ребенок часто возвращается из школы со следами побоев, с синяками, в порванной или испачканной одежде, у него будут «пропадать» карманные деньги, вещи, вы можете найти его сломанные или испорченные школьные принадлежности, при этом объяснения произошедшего с ним всегда будут несуразны, сбивчивы.

Физический буллинг гораздо более распространен в мальчишеской среде. Подростки, подвергающиеся издевательствам, предпочитают молчать, так как считают, что «доносить» на преследователя не по-мужски, унизительно жаловаться, часто считают себя виноватыми в происходящем. Когда родители требуют объяснений, они предпочитают соврать, что упали или подрались.

Если родители подозревают, что ребенка бьют, важно как можно раньше выяснить реальную причину происходящего. Когда ребенок беззащитен и не может оградить себя от насилия, а обидчик регулярно самоутверждается за счет более слабого, происходит эскалация насилия: вовремя не остановленные, преследователи начинают применять все более жесткие и унизительные методы воздействия.

Поговорите с ребенком, помогите ему понять, что он не виноват в происходящем (иногда жертвы травли пытаются оправдать своих обидчиков). Найдите вместе возможности противостоять их нападкам, может быть, в кругу друзей и одноклассников есть ребята, которых можно привлечь на свою сторону. Убедите подростка в необходимости привлечения к решению проблемы учителей.

Портрет агрессора

Воспитание в семье, где практикуется негативное отношение к жизни и к окружающим со стороны матери; атмосфера властности, авторитарности в семье; конфликтные отношения родителей между собой и с другими родственниками, семейные традиции применения насилия по отношению друг к другу — все это факторы риска, формирующие наклонности к насильственному поведению.

Чаще в роли обидчиков выступают мальчики, но и девочки, вовлеченные в буллинг, по своей жестокости не уступают мальчикам. Причинами женской школьной травли обычно становятся соперничество, зависть, ревность.

Обидчики бывают разных типов.

Агрессивный обидчик травит не только слабых, но всех. Он отличается жестокостью, пониженным самоконтролем, высоким самоуважением.

Тревожный обидчик похож на своих жертв по психологическим характеристикам: низкий уровень самоуважения, неуверенность в себе, одиночество, эмоциональная неустойчивость. Сам может оказаться жертвой буллинга.

Пассивный агрессор задирает других в порядке самозащиты и для приобретения статуса, его поведение в значительной степени зависит от ситуации.

Хотя агрессоры производят на своих жертв впечатление сильных личностей, они склонны к депрессии и имеют множество нерешенных внутренних психологических проблем, поэтому их поведение — это своего рода самозащита.

Кроме семейных моделей, уровень насилия в классе определяется и школьной средой, тем, насколько учителя и школьники терпимы к проявлениям травли. Нездоровый психологический микроклимат, равнодушное отношение к коллегам и ученикам — серьезный фактор риска. В больших школах труднее распознать насилие, потому что обидчики могут долго сохранять анонимность, не привлекать внимания учителей.

Как помочь подростку, пережившему эмоциональную травму?

Подростки отстаивают свою автономию, скрывают некоторые стороны своей жизни от родителей, поэтому факты школьной травли часто вскрываются лишь тогда, когда подростку нанесен существенный вред, психологическая травма и необходима помощь специалистов.

Родителям нужно быть внимательнее, если подросток необычно себя ведет, замкнут, подавлен либо, наоборот, агрессивен, у девушек могут проявляться истерические реакции. Дети, которых травят, не рассказывают о школьной жизни, об одноклассниках, пропускают занятия, избегают школьных событий.

Общение с одноклассниками после уроков становится минимальным или совсем прекращается. Самооценка неустойчивая, могут появляться суицидальные мысли и высказывания. Юношеский максимализм красит мир ребенка только в черные краски: «Все плохо, ничего нельзя изменить!»

Чтобы помочь ребенку, главное — сохранить с ним доверительные отношения, чтобы вместе обсудить и оценить ситуацию. Проанализируйте вместе каждую из сторон: сам подросток, его преследователи, наблюдатели. Что ими движет? Как они обычно ведут себя? Что может изменить их поведение?

Если эмоциональная травма не позволяет ребенку взглянуть на ситуацию со стороны, обратитесь за помощью к психологу. Никогда не оставляйте ребенка один на один со случившимся. Задача взрослого — помочь ему увидеть пути выхода из сложившейся ситуации.

Не заставляйте подростка после пережитой травмы вновь идти в школу, если ребенку не удалось справиться с ее последствиями. Лучше перейти в другой класс или другую школу: смена обстановки, новый коллектив благотворно влияют на способность пережить травмирующий опыт, позволяют выйти за пределы ситуации, увидеть ее и оценить со стороны.