Жизнь в нелюбви любую женщину приводит к депрессии. Такова и Маргарита в начале известного романа Михаила Булгакова. Ее внешне благополучная жизнь пуста и лишена смысла. Заточенная в неуспешном браке, она едва жива, и желтые цветы — жест отчаяния — становятся знаком к переломной встрече. Так в депрессии зачастую можно всплыть, лишь достигнув дна и оттолкнувшись.
Ее талантливый возлюбленный, впрочем, там же — на дне своей разрушительной меланхолии. Хотя ему, как мы уже знаем, дочитав роман, недостанет сил выбраться наверх, к свету. И лишь благодаря великой любви Маргариты и милости могущественного благодетеля он получит покой.
На что способна полюбившая женщина, если ей препятствовать? Она превращается в ведьму. Она готова ради любви не только встретиться с собственной Тенью, но и служить любой силе, потому что впервые чувствует эту силу в себе. Ранее никчемная жизнь обретает ясный смысл, а знакомство с собственной дьявольской природой делает ее бесстрашной.
Не каждый выдержит встречу с вечным и сверхчеловеческим, сохранив себя
Мужчин обычно пугают и одновременно очень привлекают ведьмы. Они кажутся воплощением неведомой мужчинам силы, и понятно, почему в темные времена их сжигали на кострах. Маргарита — верная возлюбленная, настоящая подруга, при этом ведьма — покоряет сердца читателей еще и потому, что в этом образе просвечивает что-то сверхчеловеческое, неземное.
Мистическая пара, непризнанный гений и его любимая, захвачены каждый своим делом: она — спасением любимого, он — своим творением. Они растворяются в своих смыслах, их личность уходит на второй план. Ее больше нет: она обретала целостность только затем, чтобы все это отдать ему. Его больше нет: есть лишь книга, которая разрушила его, как великий храм в том городе, что так ненавидел его прокуратор.
Не каждый выдержит встречу с вечным и сверхчеловеческим, сохранив себя. Возможно, поэтому герои не заслужили света, они заслужили покой.
Современные Маргариты
Несмотря на то что у наших современниц становится все больше возможностей для самореализации, и сегодня немало тех, кто посвящает себя гению своего возлюбленного. О встрече с такой женщиной мечтают многие представители сильной половины человечества, не приспособленные к реальности, которая неумолимо разворачивается перед ними и разрушает их, поскольку слишком отличается от мира их идей.
В процессе жизни, которая часто совсем не так коротка, как у героев романа, Маргарита все больше теряет себя, отдаваясь служению. Ее талант отщеплен от нее и помещен в мужа (а ведь она тоже талантлива, ибо способна понять и восхититься тем, что он творит). Но и его способность к социальной адаптации отщеплена и находится полностью в руках жены. Двое становятся одним целым и не существуют поодиночке.
При этом о нем может узнать весь мир, о ней не будет знать никто: она отдала ему душу, все силы, не оставив себе права быть личностью. Если этот выбор продиктован одной любовью, то вряд ли она пожалеет о нем. Но если она прячется за мужем от встречи с собственной силой, то однажды почувствует, что жизнь проходит зря.